Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

QR-коды как непосильная ноша: петербургские бизнесмены предложили упростить маркировку одежды

Депутаты Законодательного собрания города пообещали подумать над изменениями в этой процедуре. Главная цель – не допустить роста цен, заявили парламентарии
Фото: ADOBE FIREFLY

Одежду в России обязали маркировать с 2019 года. Сначала только кожаные изделия, потом пальто, дождевики, куртки, плащи, блузки, рубашки… А со следующего марта QR-коды обяжут наносить даже на носки, чулки, майки, детскую одежду.

«Все, что мы носим, будет помечено, – пояснила депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, глава парламентской рабочей группы по вопросам обязательной маркировки товаров Наталия Астахова. – При этом страдает не только бизнес, но и простые граждане. Цены растут. Если они еще поднимутся, люди перестанут покупать, а будут штопать носки и зашивать чулки. Этого мы не можем допустить в XXI веке».

В чем особенность

Страдают бизнес и покупатели не от того, что одежда каким-либо образом помечена. Визуально меняется лишь изображение на бирке: вместо штрихкода – QR-код. Но для продавца все это довольно обременительно. Ведь в отличие от штрихкодов, одинаковых для всех групп изделий, каждый QR-код уникален, его генерируют и вносят в систему для каждой вещи. Одежда – не исключение. QR-кодами маркируют и прохладительные напитки, и молочную продукцию.

«Но в чем отличие маркировки одежды? – задается вопросом предприниматель Ирина Валерианова. – Если мы берем воду, то там несколько разновидностей, например, с газом и без, минеральная. И вода выпускается так десятилетиями. То есть оформил и продавай годами. А у нас один артикул блузки может быть в шести разных видах и трех цветах – и это 18 отдельных карточек товара, в каждой из которых от 13 до 20 полей… Указать необходимо все – от производителя до цвета».

«За свой счет»

Владелице компании по производству одежды Ирине Мироновой с введением маркировки QR-кодами пришлось нанять дополнительно пять сотрудников, которые занимаются теперь только этим делом.

«Почему мы должны делать это за свой счет? Мои сотрудники могли бы шить, упаковывать, продвигать товар, торговать. Но они занимаются маркировкой, за которую я плачу», – пожаловалась Ирина Миронова.

Председатель региональной общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Тихонова-Гришина оценила дополнительную нагрузку на всю сферу деятельности в размере 1,5 триллиона рублей. Например, на одной торговой точке потребовалось на двух этапах внедрения системы потратить не менее 230 тысяч рублей на приобретение необходимой техники и программного обеспечения.

Маркировка и правда влечет за собой серьезные дополнительные траты для продавцов, убежден владелец сети магазинов женской деловой одежды Алексей Зажигин. В свое время он руководил отделом по информатизации большого холдинга. Однако настроить бесперебойную работу кассы, в которой должны одновременно функционировать несколько систем фискального учета, предприниматель самостоятельно не смог.

Вдумчивый подход

Отметим, что штраф за продажу одежды без маркировки сегодня составляет до 300 тысяч рублей. Ее подделка и вовсе может обернуться лишением свободы (на срок до трех лет).

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Валерий Калугин ситуацию с процессом маркировки охарактеризовал словом «безобразие».

Поддержать представителей легкой промышленности обещал и начальник управления Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Даниил Кузьмин.

«Вы не самая богатая отрасль нашей промышленности. Понятно, что вам тяжело. Ясно, что изменения нужны. Но точечные», – сказал он.

На формулировку предложения по внесению изменений в федеральное законодательство участники рабочей группы по вопросам обязательной маркировки товаров взяли неделю.