Стало известно, что праздновали на Руси вместо Хеллоуина
Ежегодно 31 октября, в канун Дня всех святых, во всем англоязычном мире отмечается Хэллоуин – время, когда на землю возвращаются призраки умерших и различная нечисть.
Однако, как узнала редакция SPB.AIF.RU, в российской культуре осенний праздник, считающийся чужим, имеет свои корни и традиции. Так, народы, проживающие у берегов Невы, помнят свои этнические особенности.
Сбор урожая
На смену теплому лету приходит холодная, порой пасмурная, осень. Сбор урожая и сельскохозяйственные работы к этому времени заканчиваются, а люди начинают обращаться к духам, которые могут помочь пережить тьму или навредить врагам.
У кельтских народов этот праздник назывался Самайн, связывающий конец лета и День поминания ушедших, а впоследствии стал известным нам Хэллоуином.
Гости с той стороны
Говоря о наших соседях – белорусах, они до сих пор чтят подобные традиции и называют этот праздник Дзяды. Для людей 13-15-х веков это было вполне обычным явлением – обратиться к близким умершим за поддержкой и помощью после наступления темного времени года. На территории нынешней Белоруссии звали на защиту как раз дзядов – дедов.
Отмечается это таинство 1 или 2 ноября. По традиции для этого мылись в бане, прибирались дома и оставляли для умерших ведро с водой и веник, чтобы пришедшие с того света близкие могли попариться.
Наутро эту воду выливали и отправлялись с трапезой на кладбище. В этот день было нежелательно ссориться или обсуждать бытовые проблемы, чтобы не расстраивать и не нагружать дзядов.
Куриный праздник
У нашего народа праздник поминания ушедших был переосмыслен – функцию общения с ушедшими на себя взяла церковь, благословив так называемые «родительские субботы». В этом году она приходится на 5 ноября.
При этом в народной традиции остался элемент волшебства, связанный с самим фактом посещения живых людей благожелательными душами. Это так называемый праздник Кузьминки – смотрины невест, который отмечали 14 ноября. Славяне верили, что ушедшие возвращаются на землю в образе птиц.
Тогда обязательно устраивались посиделки, перед которыми резали кур, а священники освящали приготовленные пироги. Застолья проводились весело, порой с неприличными песнями, а девушки сидели в ожидании сватов, чтобы с началом весны выйти замуж.
Встреча с Сюндю
Традиционные праздники осени переходили в зимние – «Сюндю».
Например, день зимнего равноденствия, когда ночь постепенно отступала и приоткрывала дверь для следующего, теплого времени года.
Карелы, вепсы и другие финно-угорские народы готовились к этому празднику уже с конца ноября – начала декабря. По их поверьям, с этого момента по земле начинали бродить святочные духи – одним из главных персонажей был Сюндю, что значило буквально Дух Рождества.
Для людей его образ был веселым, но не очень добрым. Персонаж выходил из ледяной проруби и передвигался по земле в виде копны сена.
«По фольклорным данным, страна умерших находилась за водной преградой. Большинство старых кладбищ у собственно карел и кольских саамов располагались «за водой» – на мысах и островах», – пояснил изданию исследователь Алексей Конкка.
Многие боялись встретиться с Сюндю из-за страха быть наказанными за свои прегрешения.
Спустя века образ духа был переосмыслен в доброго и приносящего удачу героя.
Ранее «Петербургский дневник» писал, что психолог объяснил, почему людей пугает пятница, 13-е.