Яндекс.Метрика
  • Евгений Морев, аспирант Института истории Санкт-Петербургского государственного университета

Со дня премьеры оперы «Евгений Онегин» в Мариинском театре исполнилось 140 лет

Это произведение Петра Чайковского
Фото: С ДАРСТВЕННОЙ НАДПИСЬЮ А. И. ЗИЛОТИ, E. BIEBER, 1888 Г.

У оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» очень непростая судьба, успех пришел к ней далеко не сразу. Зато потом произведение покорило не только Россию, но и другие страны мира. А композитору удалось создать новое направление в оперном искусстве.

К 1877 году Петр Чайковский уже был известным композитором, из-под пера которого вышли оперы «Воевода», «Ундина» и «Опричник», три симфонии. Также готовился к постановке его балет «Лебединое озеро». В том году Чайковский задумался о создании новой оперы и находился в поиске литературной основы для нее. Ему помогла певица Елизавета Лавровская, предложившая создать оперу на основе романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина.

ШЕЛ ПРОТИВ ШАБЛОНОВ

Чайковский ухватился за идею и создал сценарий оперы буквально за одну ночь. Написать полное либретто ему помог поэт Константин Шиловский. После этого композитор принялся за создание музыки. В то время Чайковский переживал тяжелый психологический кризис, вызванный проблемами в браке. И работа над оперой помогла ему справиться с душевными трудностями.

«Евгений Онегин» должен был стать в каком-то смысле революционной оперой, шедшей против шаблонов жанра, особенно в сценарии и постановке. Тогда считалось, что у оперы должен быть насыщенный сюжет с яркими конфликтами и трагическими поворотами в конце, а действие должно происходить в другую эпоху. «Евгений Онегин» не отвечал этим требованиям (в отличие от оперы «Опричник» того же Чайковского). Сюжет был камерным, один из героев погибал в его середине, а не в финале, и зрители в 1877-м могли посчитать, что действие происходит в современную для них эпоху. Впрочем, Чайковский намеренно шел против шаблонов, слишком сильным было его желание создать оперу на основе «Евгения Онегина».

НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Чайковский осознавал вероятность провала: «Мне кажется, что она (опера «Евгений Онегин». – Ред.) осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска и трескучей эффектности».

Поэтому он решил не отдавать «Евгения Онегина» в Дирекцию императорских театров, которая заведовала постановками опер, а начал с тестового спектакля. Для этого Чайковский обратился в Московскую консерваторию, директором которой был его друг Николай Рубинштейн. Тот направил своих студентов для участия в постановке и помог с поиском площадки для нее – ею стал Малый театр Москвы. Подготовка велась почти полтора года, с сентября 1877-го по 29 марта 1879 года, когда состоялась первая постановка оперы «Евгений Онегин» в России. Интересно, что это была первое и последнее представление по измененному сценарию, в котором Онегин и Татьяна в конце решают быть вместе. Реакция на изменение оригинального сюжета была ожидаемо негативной, и впоследствии сценарий оперы соответствовал первоисточнику.

Надо сказать, что опасения Чайковского насчет реакции на новую оперу частично оправдались. Отзывы на «Евгения Онегина» в прессе оказались смешанными. Некоторые критики заявляли, что музыка и сюжет оперы скучны. Также «Евгения Онегина» негативно оценил Цезарь Кюи, один из главных музыкальных критиков той эпохи. Правда, стоит отметить, что Кюи был членом «Могучей кучки», сообщества композиторов, конкурировавших с Чайковским. В целом в музыкальной сфере того времени было достаточно негативное отношение к новой опере.

ОГРОМНЫЙ УСПЕХ

Однако среди обычной публики опера «Евгений Онегин» стала популярной. Поступившие в продажу клавиры (партитуры для исполнения на одном фортепиано) отрывков из новой оперы стали в России бестселлерами. Сам Чайковский вспоминал, как в престижном московском трактире «Саратов» он услышал мелодии из своего «Евгения Онегина», которые исполняли для гостей.

Новой опере помог и император Александр III, которому «Евгений Онегин» очень понравился. Он буквально приказал руководству Мариинского театра, главного театра оперы и балета в России, поставить новое произведение Чайковского на своей сцене. А до того, 4 мая 1883 года, оперу поставили своими силами в Санкт-Петербургской консерватории.

Премьера «Евгения Онегина» в Мариинском театре состоялась 31 октября 1884 года. Дирижером был Эдуард Направник, который в те годы управлял всеми значимыми театральными премьерами. Затем опера шла с огромным успехом, билеты на нее распродавались заранее. И тогда стало понятно, что Чайковский не просто пошел против оперных шаблонов того времени, а создал новое направление этого жанра – лирическое, которое стремилось показать чувства героев.

После постановки в Мариинском театре стало ясно, что «Евгений Онегин» покорил всю Россию. А дальше началось триумфальное движение оперы в других странах. В 1888 году ее поставили в Праге, в 1892-м – в Гамбурге, где ее зрителем был сам Чайковский. В последующие годы «Евгения Онегина» ставили по всему миру, в том числе в самых известных театрах. Роли в этих постановках в разное время исполняли Федор Шаляпин, Муслим Магомаев, Георг Отс, Дмитрий Хворостовский и Галина Вишневская. Успех оперы «Евгений Онегин» обессмертил и Чайковского, и во второй раз – пушкинский роман в стихах.