Александр Ржаненков: «Никто тогда не хотел верить в случившееся»
9 лет назад в небе над Синаем произошла ужасная трагедия – террористический акт, в результате которого погибли 224 человека, включая членов экипажа. Это случилось ранним утром субботы, примерно в 7.14.
Так случилось, что в тот день я ехал на дачу, и в этот момент мне позвонил занимавший тогда должность министра труда и социальной защиты Максим Топилин. Он сообщил эту новость и попросил приехать в аэропорт.
Я тут же приехал в аэропорт. Там уже собралось много родственников, которые надеялись, что не все пассажиры погибли. Никто тогда не хотел верить в случившееся. Это был период надежды. К сожалению, всё подтвердилось. В аэропорту было много людей – родственники и встречающие. Мне пришлось общаться с ними в такой трудный момент.
В этот период губернатор города организовал штаб, и мы начали работу в гостинице недалеко от аэропорта. Мы общались с родственниками, объясняли им проблемы и искали пути их решения.
Самое главное – в тяжёлый момент мы отправили в Египет группу, которая должна была организовать привоз останков в город. Всё это время люди находились в ужасном состоянии, и нам приходилось общаться с ними и в аэропорту, и в гостинице, а также помогать родственникам на дому.
Процесс организации привоза останков, определения их на Шафировском кладбище и опознания был непростым. Нужно понимать, в каком состоянии находились люди. Необходимо было организовать осмотр, общение и сдачу крови для подтверждения родства. К процессу, конечно же, подключились и следственные органы, и медицина, и МЧС, и психологи. Постепенно опознавали, постепенно организовывали похороны.
Были даже случаи, когда люди, находясь в эмоциональном состоянии, считали, что это их родственник, а на самом деле это было не так. В результате даже проводилось захоронение, а затем эксгумация. Ситуация была сложной, но город, горожане и все структуры активно помогали. Сразу же было принято решение о выплатах семьям и организации мест для похорон в зависимости от желания людей. Ленинградская область также оказала поддержку, выделив место для памятника на Румболовой горе.
И у нас в разных местах происходили захоронения. Затем нам пришлось столкнуться с трудностями: нужно было решить вопросы с вещами, взаимодействовать со следственными органами и министерствами, чтобы подтвердить факт террористического акта и получить необходимые выплаты.
Сегодня, в девятую годовщину теракта, я посетил Серафимовское кладбище, где были захоронены останки жертв этой страшной трагедии. В нашем городе была создана общественная организация, возглавляемая женщиной, которая потеряла свою дочь в тот день.
Мы вместе работали над решением различных вопросов, связанных с установкой памятника, захоронением останков и оказанием помощи семьям погибших. Однако самое главное, чего мы пока не смогли добиться – это официального международного признания факта террористического акта. Египет не хочет принимать такого решения. И в этом плане работает и Следственный комитет, и Министерство иностранных дел, и прокуратура.
За время, прошедшее с момента трагедии, произошло много других трагических событий, в том числе теракт в петербургском метро. Многие пострадавшие в других терактах имеют меры поддержки, определённые на федеральном уровне.
Семьи погибших в этой катастрофе, конечно, тоже претендуют на получение дополнительных мер поддержки, включая постоянное медицинское сопровождение, организацию санаторно-курортного отдыха и так далее. Они активно решают свои проблемы, а мы ежедневно и системно оказываем им помощь.
Благодаря нашей епархии уже в следующем году в Красносельском районе откроется храм в честь памяти погибших. Там также будет создан социально-реабилитационный центр для семей погибших и других категорий граждан.
Сегодня мы переживаем не самые простые времена. К сожалению, в ходе специальной военной операции гибнут и получают ранения люди. Всё это требует нашего внимания и поддержки.
Мы все должны быть едины в этой ситуации. Мы помним, как наши горожане объединялись и делали всё возможное, чтобы помочь и поддержать тех, кто оказался в беде. Каждый может оказаться в такой ситуации, и наша задача – быть рядом с теми, кто в ней нуждается.
Мы активно работаем над решением существующих вопросов. Наш губернатор, правительство и Законодательное собрание оказывают системную поддержку и помощь.
Сейчас важно сделать всё возможное, чтобы максимально предупредить подобные события и быть бдительными!