Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Мистическiй Кино-Петербургъ»: на «Ленфильме» открывается выставка, посвященная таинственным картинам прошлого

В основе многогранной экспозиции – пять фильмов из 80-х и начала 90-х
Фото: арт-группа Doping Pong

5 ноября, в 19:00, на киностудии «Ленфильм» откроется выставка «Мистическiй Кино-Петербургъ» (18+). Курирующие выставку художники арт-группы Doping Pong, известные как пионеры цифрового искусства России, предлагают с помощью пяти картин, снятых на «Ленфильме» в 80-х и начале 90-х годов ХХ века, погрузиться в загадочную атмосферу нашего города и вспомнить, как пугали в прошлом.

По запросу населения

Триллер, ужасы и мистика – не самые ходовые жанры как для советского, так и для российского кинематографа. Однако в 80-е годы, когда дух грядущих социально-политических изменений уже прекрасно ощущался в воздухе, граждане СССР начали активно интересоваться мистикой, эзотерикой, да и вообще всем потусторонним. Целители и экстрасенсы множились в геометрической прогрессии: экстрасенс Джуна с 1980 года лечила влиятельных советских граждан бесконтактным массажем, а в 1989 году на государственное телевидение пришли небезызвестные Аллан Чумак и Анатолий Кашпировский, чтобы заряжать воду и исцелять людей силой мысли.

«Ленфильм» просто не мог игнорировать запрос населения, поэтому режиссеры начали обращаться к мистическим, символичным и загадочным сюжетам прошлого. «Пиковая дама» (12+), «Первая встреча, последняя встреча» (18+), «Господин оформитель» (18+), «Жертва для императора» (18+) и «Пьющие кровь» (12+) – далеко не полный перечень картин, снятых в те непростые времена.

«Наша выставка вдохновлена именно этими пятью фильмами, потому что, во-первых, это прекрасные картины лучших режиссеров «Ленфильма». Во-вторых, эти фильмы – своеобразный кинематографический срез, демонстрирующий, как во времена заката и краха Советского Союза режиссеры обращались к драматичной теме распада Российской империи. Вот такая интересная историческая взаимосвязь», – рассказала куратор экспозиции Анна Маугли.

От платья Влади до короткой версии «Господина оформителя»

«Мистическiй Кино-Петербургъ» займет два зала киностудии «Ленфильм». В основе экспозиции – костюмы, реквизит и прочие артефакты, оставшиеся после съемок пяти фильмов.

«Начинаться экспозиция будет с лайтбокса над главным входом на «Ленфильм». Он будет светиться в темное время суток, чтобы гости видели, где их ждет новое визионерское знание о мистике в советском кинематографе. В фойе студии мы установим большую арт-инсталляцию, переосмысляющую фильмы», – рассказала Анна Маугли.

Гости выставки смогут увидеть подлинные эскизы костюмов художницы Татьяны Таракановой для персонажей «Жертвы для императора»; графику Ларисы Конниковой к «Господину оформителю», платье актрисы Марины Влади, в котором она была в «Пьющих кровь»; факс Тины Тернер с согласием сниматься в роли графини в экранизации «Пиковой дамы» на музыку Петра Чайковского и многое другое.

Фото: кадр из фильма «Господин оформитель» (18+) 1988 года режиссера Олега Тепцова

«У нас будут афиши к фильмам, часть из которых специально для выставки создал наш художник-постановщик, известный под псевдонимом Посторонний В. Кроме того, посетители смогут увидеть и оценить уникальный неизвестный кадр из фильма «Господин оформитель», решённый в духе художников-символистов», – рассказала Анна Маугли.

Настоящим эксклюзивом выставки станет возможность посмотреть первую короткую версию «Господина оформителя» (18+) 1986 года.

«Мы оборудуем отдельное пространство, своеобразный небольшой кинозал, в котором на протяжении всей работы выставки будет транслироваться этот фильм. На мой взгляд, это настолько невероятное событие, что только ради этого стоило затевать всю выставку!» – сообщил второй куратор экспозиции Дмитрий Мишенин.

Идем за картой

Ценители творчества арт-группы Doping Pong прекрасно знают, что демонстрацией артефактов, даже очень ценных, художники не ограничиваются.

«В 2022 году мы делали выставку про режиссера Динару Асанову и один из залов превратили в полноценный школьный класс, потому что она вошла в историю как непревзойденный мастер кино о детях и молодежи. Выставку про композитора Исаака Шварца мы подали как прогулку на речном трамвайчике, где зрители видели в окнах не городские достопримечательности, а фрагменты фильмов, к которым Шварц написал музыку. Хотелось бы обойтись без спойлеров, поэтому скажу только, что связующей нитью «Мистического Кино-Петербурга» станет карточная игра. Кроме того, наш художник-постановщик Посторонний В готовит нестандартные дизайнерские решения», – рассказал Дмитрий Мишенин.

Ключевую роль в создании мистической атмосферы выставки также сыграет аудиосопровождение, которое подготовил саунд-дизайнер Тимоти Мишенин. Ранее он уже работал с Doping Pong на выставках, посвящённых Исааку Шварцу и Динаре Асановой.

«Гости услышат множество киноцитат из ключевых и самых драматичных моментов из пяти выбранных нами фильмов. Весь этот музыкальный материал объединён в мощный иллюстративный многочасовой фоновый поток. Поток, дополненный вкраплениями конкретных шумов, например, проездом старинного авто, конного экипажа, трамвая, криком воронья и скрипом несмазанных дверных петель», – рассказал Дмитрий Мишенин.

Лучше один раз увидеть

Руководство «Ленфильма» прекрасно осознает, что выставка «Мистическiй Кино-Петербургъ» активизирует интерес к пяти картинам, которые лежат в ее основе, поэтому киноцентр студии обещает вернуть их на большой экран.

«5 ноября, сразу после торжественного открытия экспозиции, в 19:50, состоится показ «Господина оформителя» режиссера Олега Тепцова. Выставка будет работать до конца февраля 2025 года, и за это время мы обязательно покажем и другие картины, вошедшие в программу. Следите за нашей афишей», – пояснила пресс-служба «Ленфильма».

На большой экран вернется даже «Жертва для императора».

«Совместно с коммьюнити From Outer Space мы оцифровали пленку с фильмом «Жертва для императора», которая долгие годы хранилась у режиссера этой картины Розы Орынбасаровой. Теперь у нас есть возможность вновь показать в кинотеатре на большом экране эту несправедливо забытую замечательную картину», – сообщила Анна Маугли.