Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Автодилеры попросили ограничить размер неустоек за срыв сроков ремонта машин

А также добавить ответственности автозаводам. Предложения автодилеров внимательно рассмотрят в ЗакСе
Фото: https://www.assembly.spb.ru/press/photo-and-video/deputaty-vstretilis-s-peterburgskimi-avtodilerami/

Из-за неисправной коробки передач при цене автомобиля в 2,7 миллиона рублей суд присудил покупателю 30 миллионов. А неисправный кондиционер в машине за 11,2 миллиона рублей обошелся дилеру в 200 миллионов. Такие примеры «потребительского экстремизма»‎ на заседании экспертной группы профильной комиссии по инвестициям ЗакСа привел вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Евгений Колченко.

«Неустойка, конечно, должна быть. Но она должна быть соразмерной», – констатировал Колченко.

Между производителем и потребителем

Сейчас неустойка составляет от 1 до 3 процентов от цены автомобиля в день за сорванные сроки ремонта, и 50 процентов от иска – за то, что в добровольном порядке не удовлетворили требования покупателя.

«Нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев все вопросы между дилерами и потребителем решаются до суда. До судов доходит только 2-3 процента дел. Но есть юристы, которые специализируются на таких делах. И они ездят по регионам, преднамеренно подают претензии и затягивают дела, чтобы неустойка была выше. Машину в ремонт они даже не предоставляют», – рассказал Колченко.

Максимальный размер неустойки дилеры предлагают ограничить в законе о правах потребителя до цены товара. А еще пересмотреть в нем сроки на устранение недостатков. Как напомнил Колченко, нынешний срок – 45 дней – был актуален для поставок запчастей через Европу, когда логистическое плечо составляло 1500 километров и доставка детали – 15 дней. Теперь машины из Китая, путь для запчастей вырос до 10 тысяч километров, по времени контейнер идет «два-три месяца». И это при условии, что дистрибьютор берет трубку, как добавил заместитель генерального директора «Старк-Авто» Дмитрий Дубский.

«Бывает, что производителю не дозвониться», – заметил Дубский.

Отношения между дилером и производителем Дубский предложил зафиксировать в законе и там же разграничить зоны ответственности.
Генеральный директор «Аларм-моторс Озерки» Леонид Миневич, впрочем, усомнился, что отношения между дилерами и производителями нуждаются в дополнительном регулировании. Потребитель, как напомнил он, уже может подавать иск не только к дилеру, но и производителю.

«Надо быть реалистами. Мы пришли в этот бизнес. И это предпринимательские риски и зона антимонопольного законодательства. Когда количество стекляшек будет меньше, чем количество автозаводов, тогда мы и будем выбирать из дистрибьюторов и ставить им условия», – извинился за непопулярное мнение Миневич.

Ниже цены

Все предложения будут внимательно рассмотрены депутатами. В этом автодилеров заверил председатель профильной комиссии ЗакСа по инвестициям Дмитрий Панов. Часть вопросов он предложил обсудить с дипломатами и деловым сообществом Китайской Народной Республики – одного из основных поставщиков автомобильной техники и запчастей в Российскую Федерацию.

«Есть абсолютное понимание того, что решение проблем автодилерской отрасли может привести к снижению цены продажи и обслуживания автомобилей для конечного потребителя. Сейчас автодилеры вынуждены закладывать в цену продаваемых автомобилей и стоимость их обслуживания определенную сумму страховки от макроэкономических и геополитических рисков, которые возникают у них при взаимодействии с новыми иностранными партнерами, в том числе при транспортировке и обслуживании пока ещё недостаточно понятных с точки зрения эксплуатации новых автомобилей», – объяснил Дмитрий Панов.

Фактически автодилеры, как добавил Дмитрий Панов, являются лишь агентами по продаже и техническому обслуживанию автомобилей и не могут нести в полной мере ответственность за качество поставленной автопроизводителями и их дистрибьюторами продукции. Суды же на практике возлагают всю полноту ответственности за выявленные в реализованных автомобилях неисправности на автодилеров.

«Именно поэтому сейчас нам необходимо направить все возможные усилия на защиту прав российских автодилеров и поддержать их в налаживании дисциплинированных взаимоотношений с дистрибьюторами и производителями автомобилей с целью достижения баланса интересов всех сторон», – заключил Дмитрий Панов.