Вячеслав Бухаев: «Памятник с сильной внутренней энергетикой»
В середине нулевых в Петербурге был объявлен конкурс на лучший проект памятника спецназовцам, он проходил в два тура. Но в итоге победитель так и не был определен – заказчики забраковали все проекты, представленные на конкурс.
Ближе к концу нулевых конкурс объявили вновь, мне предложили поучаствовать, и мы сделали свой проект. Вскоре конкурсная комиссия рассмотрела его, всего тогда было представлено около тридцати проектов, но наш победил.
В создании памятника принимали участие скульпторы Марлен Цхададзе (он, к сожалению, уже умер) и мой ученик Антон Иванов. Финансирование велось из фонда «Слава и память», и мы активно взялись за работу. Согласование деталей шло в течение полутора лет. На Кировском заводе изготовили все металлические элементы, например щит в виде условной пластины бронежилета. Одна петербургская компания замостила основание памятника гранитом.
Как правило, спецназовцы на задания отправляются четверками, поэтому в нашем монументе – четыре фигуры бойцов. Мишень, в центре которой они находятся, обозначает, что воины постоянно под прицелом у врага. Есть еще одна задумка – мы сделали специальные просветы, и, когда в них светит солнце, фигуры отбрасывают тень, символизируя тем самым память обо всех павших спецназовцах. В темное время суток этот эффект достигается при помощи подсветки.
По мнению самих бойцов, в этом монументе есть сильная внутренняя энергетика, это отличает его от других.
Ежегодно возле памятника собираются бывшие и действующие бойцы спецназа. Так будет и сегодня, я тоже собираюсь прийти. Ветераны спецназа, как люди деликатные, регулярно приглашают меня на свою церемонию 24 октября, она обычно проходит торжественно и тихо.
Для меня этот памятник – один из любимых, хотя в целом я отношусь к своим творениям без особенных эмоций, как к обычной работе. Спецназовцы очень дорожат этим памятником, и он даже получил премию правительства РФ, а также премию от ФСБ России.