Яндекс.Метрика
  • Игорь Осочников

«Спецназовец должен быть готов ко всему»: полковник Алексей Никитин рассказал, как и чему сейчас обучает молодых бойцов

24 октября в России отмечают День подразделений специального назначения
Фото: пресс-служба Северо-Западного округа Росгвардии

Сегодня в России отмечают День подразделений специального назначения. Герой нашей публикации – полковник Алексей Никитин, у которого за плечами более 30 лет службы, в том числе в горячих точках. Он рассказал, как и чему сейчас обучает молодых бойцов.

Приуроченный к дате начала формирования армейских спецподразделений, изначально это был профессиональный праздник армейской элиты. Но со временем его стали считать своим бойцы всех подразделений специального назначения России. Поэтому каждый год в этот день к первому в стране памятнику спецназу в парке Интернационалистов приходят действующие сотрудники и ветераны Вооруженных сил, МВД и Росгвардии.

«Для нас это повод собраться вместе, увидеться со старыми друзьями, ветеранами», – объясняет начальник отдела сил специального назначения Северо-Западного округа Росгвардии полковник Алексей Никитин (имя и фамилия изменены).

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ

За более чем тридцать лет службы полковник Никитин много раз бывал в горячих точках. За это отмечен орденом Мужества, медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени и II степени с мечами, медалями Суворова и Жукова, ведомственными наградами. А еще у него на форме две нашивки за ранения. Но самое главное, он обладатель легендарного крапового берета – высшей степени отличия спецназовца Росгвардии.

Первой горячей точкой для Алексея Никитина стал Наманган, куда в 1991 году он был направлен вместе с другими курсантами Новосибирского высшего командного училища Министерства внутренних дел СССР, чтобы поддерживать порядок и развести участников конфликта между узбеками и турками-месхетинцами. Затем случился грузино-абхазский конфликт.

«В Сухуми я первый раз увидел подразделение краповых беретов, – вспоминает Алексей Никитин. – Тогда и родилась идея пойти служить в спецназ».

КРАПОВЫЙ БЕРЕТ

Алексею повезло – после училища его распределили в роту специального назначения. Затем были другие подразделения, с которыми полковник Никитин прошел осетино-ингушский конфликт, контртеррористическую операцию в Чечне и другие горячие точки. Принимал участие и в специальной военной операции.

Но хотелось воплотить в жизнь мечту – получить краповый берет, символ доблести и чести, свидетельство высокой профессиональной квалификации. Вручается он после прохождения тяжелейшего испытания, цель которого – выявить военнослужащих с наиболее высоким уровнем профессиональной подготовленности, волей к победе.

«Пройти подготовку к испытанию сложно. Но это не гарантирует успеха. Многое зависит от того, как ты себя настроил, – рассказывает Алексей Никитин. – Всякое может случиться. Где-то не хватило секунды, чтобы добежать. Автомат не выстрелил на огневом рубеже. Или попал в «заложника». Да мало ли что может произойти с человеком, его снаряжением и оружием».

Для Никитина самым сложным в испытании оказался марш-бросок.

«На нем сходят процентов семьдесят кандидатов, – говорит полковник. – Бежишь и видишь, как рядом один товарищ сошел, второй, а ты продолжаешь. Потом начинает не хватать дыхания. Мелькает мысль: сойду, попробую в другой раз. Но пересиливаешь себя и бежишь. Но  выносливость – это еще не все. Нужно быть морально готовым к любой неожиданности, вводной (ситуация, связанная с решением учебно-боевой задачи: обстрел противником, преодоление водной преграды и т. п. – Ред.). Сдача на краповый берет – это не только испытание на выносливость. Человек показывает себя в экстремальной обстановке, которая меняется на фоне усталости. Бежишь – вводная, выполняешь ее. Бежишь дальше, опять вводная, норматив. Потом полоса препятствий, работа в группе, прикрытие, оказание медпомощи, огневая, высотная подготовка, гимнастика, рукопашный бой».

«БОНУС» К ЗАДАЧЕ

Статистики о том, какая доля кандидатов проходит испытание до конца, нет. Но с уверенностью можно сказать одно: до цели доходят единицы.

Алексей Никитин не только служил и воевал, но и преподавал, и сегодня готовит молодых бойцов. Объясняет, что спецназовец должен быть универсалом – владеть тактикой, оружием, уметь быстро ориентироваться в обстановке.

«Устав – это не догма, а руководство к действию. Человек должен принимать решения самостоятельно, исходя из ситуации. Он должен быть готов ко всему и нацелен на выполнение поставленной задачи», – подчеркивает полковник.

И приводит пример: «Мы выехали на осмотр местности в районе, где предстояло выполнять задачу. Один наш наблюдатель увидел человека в поле. Пока его расспрашивали, другой наблюдатель обнаружил группу людей, бегущих к лесу. Мы рассредоточились, выдвинулись на рубеж и взяли вооруженную банду. Такой вот «бонус» к выполнению основной задачи. Спецназ готов выполнить задачу в любом месте в любое время любыми средствами и видами оружия. Главное – получив задачу, уточнить условия, подготовить личный состав, выйти и добиться результата, который поставлен командованием». 

Специальная военная операция внесла свои коррективы в тактику действий подразделений специального назначения. Большую роль здесь сыграло массовое применение беспилотных летательных аппаратов. Они взяли на себя не только ударные функции, но и задачи по доставке грузов, разведку местности. С их помощью проводится корректировка действий групп спецназа и выявление противника.

«Оператор беспилотника видит гораздо дальше, чем идущие по земле бойцы, – поясняет Алексей Никитин. – Он укажет направление, подскажет, где и как обойти препятствие, какой совершить маневр, где затаиться, чтобы переждать опасность. Это облегчает выполнение задачи».