Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как в Петербурге учат делать лекарства

Химико-фармацевтический университет празднует свое 105-летие
Фото: Нина Астафьева/«Петербургский дневник»

Старейшему петербургскому, а также и российскому фармацевтическому вузу исполнилось 105 лет. Сегодня в химико-фармацевтическом университете проходят обучение 1300 студентов, в том числе 600 иностранцев из 25 стран (для них идет обучение на французском). В колледже при университете зубрят науки еще пятьсот студентов. Все становятся востребованными специалистами.

На самом престижном в этом году факультете – биотехнологическом – проходной балл составил 77 за один экзамен. Как отмечает ректор университета Игорь Наркевич, студенты имеют возможность пройти практику едва ли не в любом регионе страны – от Владивостока до Калининграда.

«Классическое фармацевтическое образование занимает пять лет, это специалитет, – отметил руководитель вуза. – Но есть также бакалавриаты, например на специальность товароведа медтехники, и ординатура – экономическая».

Три волшебные молекулы

Университет работает и как научное учреждение, изобретая и внедряя новые препараты. Особого внимания заслуживают три – они уже готовы и проходят первую фазу испытаний.

Препарат малобен – гепатопротектор – исцеляет неалкогольные болезни печени. Этмабен – кардиопротектор – помогает в лечении инфаркта миокарда. Не секрет, что пациент, получающий, например, противоопухолевую химиотерапию, попадает в группу риска по сердечным заболеваниям (а про печень нечего и говорить), а кардиопротекторы помогают этот риск уменьшить.

Третья молекула (так фармацевты называют основное вещество нового лекарства) – это производное диэтиламиноэтанола. Так называется новый нейропротектор – он восстанавливает кровоснабжение мозга после черепно-мозговых травм и инсультов.

«Есть и четвертое направление, но оно, скорее, теоретическое, – рассказал заведующий кафедрой фармакологии и клинической фармакологии Сергей Оковитый. – Сейчас мы изучаем, как мозг реагирует на психоактивные препараты, в дальнейшем это поможет сократить скрининговые исследования. А вообще, за все время существования университета мы протестировали биологическую активность 5000 соединений».

Конечно, не все эти пять тысяч стали новыми лекарствами – но объем все равно впечатляет. Вуз всегда шел в ногу со временем: например, инженерно-микробиологическая кафедра – для изучения влияния антибиотиков – появилась уже в 1949 году.

Опыты в исторических интерьерах

Университет располагается в старинном доходном доме, находящемся под охраной властей города. Пришлось изрядно подумать, как разместить среди старинной лепнины и высокотехнологическое оборудование, и шлюзы, которые не впускают в лаборатории вредный воздух. Оборудование приходится периодически менять: сначала, чтобы идти в ногу со временем, потом из-за санкций. Но ученые со всем справились, и сейчас в стенах университета развернулось настоящее производство, хоть и в миниатюре. Здесь не только синтезируют новые лекарства, но и регулярно изучают контрафакт, который полиция изымает в ходе контрольных закупок.

«Откровенный фальсификат нам не встречался ни разу, – рассказала начальник испытательной лаборатории Инна Тернинко. – Все-таки производители не зря тратят большие средства на защиту продукции. Но бывает контрафакт, бывают несертифицированные лекарства, например от гепатита С, бывает парфюмерия, не соответствующая стандартам. Парфюмерию мы тестируем на людях-добровольцах и на животных – морских свинках, мышах и кроликах. В последнее время – еще и на рыбках данио-рерио. Лекарства можно испытывать только на животных».

Почетное место в лаборатории занимает цилиндр с поршнем, который постоянно взбалтывает содержимое. Так выглядит имитатор желудка. Он заполнен субстанцией, имитирующей желудочный сок, но почему-то голубой, и служит для замеров: как долго в желудке будет растворяться та или иная таблетка. Норматив – 15 минут. Но это устройство – несложное, по сравнению с хромоскопом. В хромоскоп можно положить любую таблетку – и он выдаст заключение, из чего и в каких пропорциях она состоит.

В соседней лаборатории успешно трудится таблеточный пресс, а рядом с ним – аппарат для покрывания таблеток оболочкой. У производителей лекарств есть свои моды и тренды. Сейчас, например, популярны перламутровые глянцевые таблетки. Впрочем, цвет на цену не влияет.