Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Петропавловской крепости открылась выставка «Реставрация. За закрытыми дверями»

«Петербургский дневник» побывал в мастерских одного из главных музеев города
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Посетители музеев редко задумываются о реставраторах. А ведь именно их кропотливый труд позволяет сохранять и воссоздавать предметы искусства, которыми мы потом любуемся.

Выставка погружает в повседневную жизнь мастеров, позволяет поближе ознакомиться с их работой и узнать истории экспонатов, возрожденных к жизни.

Пространство выставки поделили на разделы, каждый из которых соответствует одной из музейных мастерских. Здесь можно увидеть инструменты, которыми орудуют реставраторы, таблички с информацией, где подробно рассказывается о том, что и как было сделано.

К АВТОРСКОЙ ЗАДУМКЕ

«Выставка предназначена в большей степени для посетителя неподготовленного, который ничего не знает о реставрации. Поэтому мы постарались воссоздать атмосферу реставрационных мастерских и рассказать очень простым языком о сложном», – объясняет куратор выставки Дарья Черепанова.

Вот зал, где разместились картины и рисунки. Кстати, именно с живописи начинались в 1979 году реставрационные мастерские.

Взгляд приковывает масштабный «Портрет дамы в черной шляпе». Он попал в руки мастеров практически в руинированном состоянии, с многочисленными порезами и утратами. Сейчас полотно заиграло новыми красками, а о его болезненном состоянии напоминает лишь небольшой фрагмент в правом верхнем углу. Его специально оставили таким, каким он был до реставрации.

«Мы возвращаем предметам экспозиционный вид, авторскую задумку, но оставляем вот этот флер истории», – говорит куратор выставки «Реставрация. За закрытыми дверями».

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

В реставрационной мастерской живописи в это время начинается работа над двумя картинами Вячеслава Пакулина – выдающегося представителя ленинградской школы пейзажной живописи. Они датированы 1943 годом.

«Картины находятся в таком плачевном состоянии, что мы их пока даже не раскрывали и не знаем, что на них изображено. Сейчас развернем, по возможности укрепим то, что можно, и затем приступим к полноценной реставрации», – говорит художник-реставратор Галина Эндер.

«Изгнание из рая» – так называется изящная ваза начала XIX века, выставленная в первом зале. Точно такая же, но в удручающем состоянии ждет своего звездного часа в мастерской фарфора.

«Эта ваза итальянской майолики в 1920 году была подарена Музею истории, когда он находился еще в Аничковом дворце. Она находилась в руинированном состоянии много лет. Сегодня до нее дошли руки», – рассказывает художник-реставратор с 25-летним стажем Игорь Перцев.

Он работает над этой вазой более четырех месяцев. И еще столько же времени ему потребуется для того, чтобы полностью возродить ее к жизни.

НАСТОЯЩИЕ ВОЛШЕБНИКИ

В следующем зале – два отреставрированных кресла и диван, который еще предстоит привести в порядок.

А в мастерской мебели уже колдуют над следующей вещью.

«Заканчиваем кресло XIX века. Столярные и отделочные работы уже произведены, сиденье обито конским волосом и морской травой, делаем тонировку. Потом по аналогам и фото будем подбирать обивку и утверждать на реставрационном совете», – говорит художник-реставратор Владислав Ананьев.

Сегодня в музее восемь реставрационных мастерских, в которых работают 14 художников-реставраторов. Их умелые руки возрождают картины и гравюры, печатную графику и одежду, мебель и скульптуры, вещи из металла и керамики.