Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Эрмитаже представили историю страны в монетах и медалях

Какие рубли называли «солнечными» и зачем иностранцы вывозили наши монеты к себе на родину, рассказывает масштабная выставка «Со знаком «С.П.Б»: 300 лет Санкт-Петербургскому монетному двору»
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Эта выставка – настоящий рай для коллекционеров. Однако и тем, кто далек от нумизматики, она интересна. Потому что в полутора тысячах экспонатов, многие из которых демонстрируются впервые, вся история нашей страны.

Символ суверенитета

Открывает выставку первый серебряный рубль, отчеканенный на Санкт-Петербургском монетном дворе 19 апреля 1724 года. На его лицевой стороне – портрет Петра Великого и буквы «СПБ», на оборотной – монограмма в виде косого андреевского креста. Из-за миниатюрного значка, размещенного между буквами, коллекционеры называли такие рубли «солнечными». А сегодня мы говорим про них – раритет.

До Петра I монеты выпускались только в Москве. Император, который всегда интересовался нумизматикой, хотел создать монетный двор в новой столице. Он внимательно изучил производство в Голландии, Франции и Англии (кстати, директором Монетного двора в Лондоне был сам Исаак Ньютон) и исполнил свою мечту.

«Монетное производство – это символ государства, символ суверенитета. Он таким был во все времена, таким остается и сейчас. Кто чеканит монеты, производит деньги, тот имеет силу и мощь», – отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Только раритеты

Выставка, построенная по хронологическому и тематическому принципу, уникальна. Представленные на ней предметы иллюстрируют всю трехсотлетнюю историю одного из старейших предприятий Петербурга – от времен Петра I до наших дней.

«Это самая крупная выставка, посвященная Монетному двору, за всю его историю. Здесь соединились редкости из собрания Эрмитажа, «Гознака» и Российской национальной библиотеки. Впервые такое количество раритетов выставляется в одном пространстве», – уточнил куратор выставки, начальник отдела выставочного комплекса «Гознак» Андрей Богданов.

В витринах – монеты, медали, жетоны, ордена, награды, книги, чеканочные инструменты, самый старый из которых датируется 1728 годом. Прежде они никогда не покидали Монетный двор.

Вот памятная монета, посвященная 175-летию сберегательного дела в России. Она весит 5 кг, ее тираж – всего 15 штук, и приобрести ее можно за 40 миллионов рублей. На контрасте работают допетровские монеты, которые император пренебрежительно называл «вшами».

«Между тем копейки были высокопробными. Их охотно покупали и вывозили за границу. Потом переплавляли и чеканили свою монету», – рассказал заведующий отделом нумизматики Эрмитажа Виталий Калинин.

Символ города

Славная страница истории Монетного двора связана с блокадой. Даже в самые суровые дни, когда основное производство было эвакуировано в Краснокамск Пермской области, предприятие не прекращало своей работы. В 1943 году здесь чеканили медали «За оборону Ленинграда». «Это великая вещь!» – считает Михаил Пиотровский.

Еще одно новшество было приурочено к параду победы 1965 года, когда выпустили первый советский памятный рубль из нейзильбера – сплава меди, никеля и цинка. В числе раритетов – пробные монеты к московской Олимпиаде 1980 года, так и не запущенные в производство. Кстати, таких монет больше нет нигде в мире. И 14 образцов ордена Сталина. Их учреждали дважды – в 1949 и в 1953 году, но до выпуска в свет дело так и не дошло.

Есть и штемпели знаменитого константиновского рубля – настоящий исторический курьез. Монеты чеканились в период междуцарствования 1825 года с портретом Константина I (великого князя Константина Павловича), который на престол так и не взошел.

«Петербургский монетный двор – символ нашего города и символ российской государственности, подобно Эрмитажу. Потому нас связывает давняя и тесная дружба», – подчеркнул Михаил Пиотровский.

«Большое спасибо всем тем, кто организовал, оформил и представил нам эти прекрасные изделия, эту историю Санкт-Петербургского монетного двора в монетах и медалях», – подытожил генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук.