Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Как отстоять положительный образ семьи в окружении треш-контента

Общественная палата Санкт-Петербурга провела необычное выездное заседание комиссии по взаимодействию со СМИ и информационной безопасности, посвященное предварительным итогам освещения Года семьи в прессе
Фото: Дмитрий Сермяжко

Выездное заседание прошло в библиотечно-культурном центре «Нота» в Красногвардейском районе. Как оказалось, не случайно – члены Общественной палаты показали приглашенным гостям, как в Петербурге должны выглядеть современные культурные общественные пространства, нацеленные на семейное времяпрепровождение.

Есть время поработать над ошибками

Председатель комиссии по взаимодействию со СМИ и информационной безопасности, главный редактор «Петербургского дневника» Кирилл Смирнов объяснил задачу необычного собрания.

«Для нас очень важно не просто быть носителями идеи, но и посмотреть, как она осуществляется в реальности, как реализуются те проекты, о которых мы так много рассказываем в Год семьи. Мы не случайно пригласили к участию представителей органов законодательной и исполнительной власти, общественных деятелей, уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. Мы хотим все вместе подвести некие предварительные итоги Года семьи и его освещения в петербургской прессе», – отметил Кирилл Смирнов.

Начальник отдела по вопросам демографии Управления социальной защиты материнства и детства, семейной и демографической политики Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Данила Петров подчеркнул, что со стороны исполнительной власти всем проектам Года семьи уделяется особое внимание. Отдельно он отметил, что 9 ноября состоится ежегодный форум некоммерческих организаций (НКО) «Социальный Петербург», и на нем особое внимание будет уделено поддержке, в том числе информационной, социально ориентированных НКО.

Кирилл Смирнов в свою очередь напомнил, что в прошлом году на аналогичном форуме дискуссия о взаимодействии НКО и СМИ получилась достаточно острой.

«Как средствам массовой информации рассказывать об аспектах, связанных с семейным благополучием, и при этом не задевать чувства людей, как аккуратно говорить о работе некоммерческих организаций – это тоже вопросы для обсуждения. СМИ часто упрекают, что они либо недостаточно рассказывают о жизни НКО, в том числе связанных с семейными ценностями, укреплением семьи, либо в том, что они рассказывают неправильно. Прошлогодний форум НКО был очень активным и напряженным, мы учли этот опыт. На стыке мнений мы все же пытаемся найти что-то общее», – сказал главный редактор «Петербургского дневника».

Страшные картинки

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анна Митянина подчеркнула, что без взаимодействия с прессой очень трудно донести те проблемы, с которыми сталкиваются петербургские дети.

«Год семьи проходит в России во второй раз. Это огромная государственная задача. В 2008 году, когда Год семьи отмечался впервые, были реализованы фундаментальные законодательные инициативы. Был принят ряд законов о защите семьи, закон об опеке и попечительстве, материнский капитал разрешили направлять на ипотеку. И как результат – был резкий подъем рождаемости. Но не все меряется деньгами. Надо восстановить институт семьи. К сожалению, за последние десятилетия понятие семьи получило драматическую трансформацию, наши дети уже не так относятся к семье, как относились мы, и это огромный вызов и большая проблема», – выразила уверенность Анна Митянина.

В работе медиаресурсов она отдельно обратила внимание на «чудовищные заголовки» и треш- контент, который, по ее мнению, создает настоящую угрозу ребенку.

«Как юрист, я не могу не отметить, что в публикациях часто встречаются персональные данные детей и взрослых, информация подается заведомо искаженной. Мой «любимый» заголовок: «Врач-стоматолог отправила в реанимацию школьницу». Как вы думаете, о чем речь на самом деле? О том, что водитель сбила ребенка! Тревожный до предела треш-контент: буллинг, перестрелки, алко- и нарконовости подаются безнравственно и цинично. Мы живем в реальности, которая определяется картинкой в телевизоре или статьей. Психологи говорят, что если ребенок часто видит эту информацию, он может ее повторить», – заявила детский омбудсмен.

По словам уполномоченного, средства массовой информации сейчас находятся на переднем крае в деле сохранения семейных ценностей. Но, по мнению Анны Митяниной, зачастую информация подается настолько скучно, что это попросту никто не будет смотреть и читать.
«Мы действительно считаем, что если пять раз напишем, что многодетная семья – это хорошо, то так и будет?» – задалась вопросом она.

А вот работу НКО Анна Митянина считает отличной. По ее мнению, это точная, меткая и быстрая реакция на все случаи, которые не могут быть решены государственной социальной сферой. Она подчеркнула, что на сайте уполномоченного есть даже навигатор НКО.

Другие акценты

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Ржаненков отметил, что мы живем в динамичное время, и, по его мнению, СМИ делают достаточно много, чтобы рассказать обществу о том, какие меры принимают власти.

«Везде и всюду представители власти говорят, что семья и детство – это основа. Но проблемы, конечно, есть. По подаче информации, по актуальности, по приоритетам. Наверное, надо больше давать информации содержательной о многодетных семьях: как они к этому пришли, чем занимаются, надо говорить о конкретных достижениях людей. Должны быть другие акценты. Но в целом за 30 лет служения в социальной сфере я вижу, что наши специалисты вместе с журналистами дают очень широко информацию», – поделился наблюдениями Александр Ржаненков.

Директор Института современного государственного развития, заместитель председателя комиссии по взаимодействию со СМИ Общественной палаты Санкт-Петербурга Дмитрий Солонников несколько убавил градус дискуссии, заметив, что пресса достойно справляется со своей работой, и все, кто хочет получить информацию, ее получают.

«Вопрос не в том, что мы не предоставляем информацию о реальных событиях. Вопрос в том, как ее увидят те, для кого она должна быть важной. Отработали хорошо, сделали много, но то, что в информационном пространстве читают и смотрят в основном негативный контент, – это вопрос не работы конкретных СМИ и блогеров, а проблема сегодняшнего дня. Позитивного контента можно публиковать сколько угодно, но все равно будут читать криминал, грязь и хохмы», – считает Дмитрий Солонников.

Что касается Года семьи, то, по его убеждению, петербургские журналисты отрабатывают его «не для галочки».

«У нас есть много людей, которые всегда живут этой тематикой. Потому что это те проблемы, которые важны здесь и сейчас», – подытожил эксперт.