Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Эксперты рассказали, как процедура обсуждения бюджета в ЗакСе Петербурга изменилась за 30 лет

Заседание намечено на следующую неделю
Фото: ZAKS.KODEKS.NET/PHOTO/SEARCH?CONTEXT=%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82&DATE_FROM=&DATE_TO=&PAGE=33

В 1994 году правительство города рассмотрело и приняло бюджет одним днем. В тот же день главный финансовый документ утвердил мэр Анатолий Собчак. И это был первый и последний раз в истории современного Петербурга, когда бюджет принимался не депутатами. До этого финансовые планы городу утверждал Ленсовет, позже бюджет всегда рассматривало Законодательное собрание.

СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕН

В 1995 году бюджет Петербурга в ЗакСе представлял лично Анатолий Собчак. Тот проект был с астрономическими суммами: и по доходам – 7,7 триллиона, и по расходам – 8,7 триллиона, по дефициту – триллион рублей. Рубли, впрочем, тогда были неденоминированные.

В первом бюджете, принятом ЗакСом, триллион выделялся на здравоохранение, триллион на образование и полтриллиона на социальную политику.

«Бюджет Петербурга всегда был социальным. Самые большие расходы были запланированы на сферы социальной защиты населения, образования и здравоохранения», – рассказывает депутат II созыва ЗакСа, представитель губернатора в парламенте в 2003-2017 годах Михаил Бродский.

На подготовку и празднование 50-летия Победы в первом бюджете было заложено 17,8 миллиарда рублей, на приобретение новых трамваев – 21,4 миллиарда, новых троллейбусов – 18,1 миллиарда, на проектирование кольцевой автодороги – один миллиард, на ликвидацию размыва между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная» изначально ноль рублей, после корректировок – 5,5 миллиарда, на строительство новых станций – ноль. Бюджет развития тогда составлял 898 миллиардов рублей, чуть больше 10 процентов от планируемых трат. Сейчас его доля на протяжении многих лет – четверть от трат.

«Это прилично, – считает Михаил Бродский. – В среднем, если рассматривать мировую практику, расходы развития составляют 20 процентов. Размер бюджета развития и определяет скорость перемен: чем больше мы инвестируем, тем быстрее начинаем жить лучше. И чем меньше мы инвестируем в развитие, тем больше проедаем».

ТРИЖДЫ ОБСУДИТЬ И ВНЕСТИ

В 1999 году проект бюджета ЗакС в первом чтении принял при минимальном количестве голосов – 26 «за». Через год бюджет города, внесенный губернатором Владимиром Яковлевым, не прошел первое чтение. Михаил Бродский возглавил согласительную комиссию, которой предстояло найти компромисс.

«Непонимание заключалось в том, что было огромное количество поправок от депутатов, которые в проект бюджета не вошли. На комиссии мы все поправки рассматривали по одной и около десяти поддержали. В результате бюджет был принят», – вспоминает он.

Работу над ошибками в городе провели, уже когда Михаил Бродский стал представителем губернатора в ЗакСе. Слушания бюджета дополнили нулевыми чтениями, на которых народные избранники заранее знакомятся с финансовыми планами.

«Дело пошло намного легче, – отмечает наш собеседник. – Депутаты рассматривали бюджет еще в процессе его подготовки в Смольном: главные распорядители бюджета приходили в финансовый блок и вносили свои предложения. Инициатив, конечно, всегда было много. Но если бы можно было принять все, то потребовалось бы увеличить бюджет в несколько раз. К тому же нельзя забывать про госпрограммы. Получается, что бюджетные вопросы обсуждаются трижды, прежде чем проект внесут в Законодательное собрание».

УДОБНЫЙ ФОРМАТ

Сейчас главный финансовый документ передают на флешке.

«Для изучения и рассмотрения проекта бюджета мы всегда закладываем достаточное количество времени. После внесения главного финансового документа города в ЗакС его рассматривают постоянные комиссии и комитеты в разрезе своих направлений деятельности. Электронный формат, как мне кажется, более удобен и в некоторой степени даже облегчает процедуру, позволяет досконально изучить каждое направление, не упустить важное и упрощает поиск внутри самого документа», – поясняет председатель Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга Денис Четырбок.

Оценивать бюджет города, добавляет он, стоит с точки зрения его соответствия потребностям города и запросам самих жителей. Депутаты, напоминает парламентарий, регулярно проводят приемы и встречи с избирателями, общаются с руководителями бюджетных учреждений. Это позволяет составить перечень вопросов, которые нуждаются в первоочередном решении.

«Потребностей всегда много, как и факторов, которые нужно учесть при формировании бюджета. Поэтому важно, чтобы итоговая версия документа обеспечивала баланс между этими направлениями и была реальной с точки зрения исполнения. Бюджет города – это фактически его финансовый план на будущий год. Законодательное закрепление бюджета, как и любого другого документа, дает четкие и конкретные гарантии его реализации. Мы точно знаем, на что и в каком объеме будут направлены средства, что по итогу будет сделано в нашем городе в ближайшее время», – заключает Денис Четырбок.

Проект бюджета Петербурга на 2025 год в первом чтении депутаты планируют рассмотреть на следующей неделе.