Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Константин Затулин: «Формат БРИКС имеет реально хорошую перспективу»

Депутат Госдумы – о значении саммита в Казани
Фото: MAXIM SHIPENKOV/EPA

В Казани 22 октября открылся саммит БРИКС. Это уникальное событие, по числу лидеров и глав международных организаций это самый крупный внешнеполитический форум, который когда-либо проходил в России. Первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин отметил, что саммит БРИКС в Казани – это центральное событие нынешней политической осени, причем не только для стран объединения, но и для всего мира.

«Крайне важен он и для России, в гости к которой приехали лидеры 36 государств. При этом на всех участников этой встречи Запад оказывал и продолжает оказывать сильное давление. По моим данным, поначалу они планировали вовсе сорвать саммит, но это у них не получилось. Тогда они попытались максимально занизить уровень представительства государств-участников на форуме, – добавил Затулин. – Я сейчас нахожусь с визитом в Белграде, и два дня назад у нас с коллегами была встреча с президентом Александром Вучичем. Он весьма откровенно рассказал о том, какое серьезное давление оказывается на Сербию с тем, чтобы она не имела ни малейшего отношения к БРИКС».

Политик указал – по официальным данным, в той же Сербии примерно поровну желающих оказаться в составе БРИКС и в Евросоюзе, по 42%.

«БРИКС не является настолько развитой организацией, как Евросоюз. У европейцев есть единая валюта, единый рынок и т. д. А БРИКС – это, по сути, клуб государств, выступающий альтернативой тому однополярному миру, который воплощает в себе Запад. В этом большое преимущество организации – в отличие от ЕС, где многое делается по команде из Вашингтона (который в союзе не состоит). В БРИКС нет единого гегемона, который бы навязывал свои решения всем остальным. Им не является даже могучий Китай, не говоря уже об Индии, России или Бразилии, – указал Затулин. – От нынешнего форума зависит дальнейшая стратегия развития БРИКС: создание более устойчивых основ организации, разработка внятной стратегии ее расширения и т. д. Тут есть и проблемы, например – как поступить с заявкой Турции, которая хотела бы быть в БРИКС? Для Анкары это еще и способ «двойной игры» с Западом: она не отзывает свою заявку на вступление в ЕС, которого ждет десятки лет. БРИКС нужен Эрдогану как повод, чтобы лишний раз предъявить Западу счет и пригрозить ему «окончательным уходом». Может ли на такой основе строиться организация – большой вопрос».

Стратегия расширения организации неизбежно приводит к вопросу о том, не окажется ли она вскоре раздираемой внутренними противоречиями, продолжил он.

«Уже сегодня есть проблемы в отношениях Индии и Китая, стран – учредителей БРИКС, есть противоречия и между другими странами. Все эти факторы привлекают большое внимание к тому, что происходит в Казани и что именно там будет решено, – считает Затулин. – Поскольку Россия выступает хозяйкой саммита, она в первую очередь заинтересована в его успехе. Собственно, уже сам факт, что в столицу Татарстана съехалось такое количество лидеров влиятельных стран, является безусловным успехом. Это заставляет страны коллективного Запада задумываться о выборе пути. Так, накануне один из видных японских парламентариев публично заговорил о том, что «равнение на США – это ошибочная политика». Если такие мысли уже начинают проникать в головы политиков в странах-сателлитах США, значит, формат БРИКС имеет реально хорошую перспективу».