Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

Валерия Троицкая «Донецкое море. История одной семьи»

У постоянного автора «Петербургского дневника» журналиста Валерии Троицкой вышла дебютная книга
Фото: обложка книги

Повесть «Донецкое море. История одной семьи» увидела свет благодаря редакции творческой команды «КПД» (критик Алексей Колобродов, писатель Захар Прилепин, поэт Олег Демидов) в издательстве «АСТ» в рамках новой патриотической серии «Русская Реконкиста», которая будет выпускать книги о специальной военной операции, позволяющие увидеть эти исторические события глазами военных, волонтёров и мирных жителей. Идея принадлежит писателю Захару Прилепину.
***
Продолжением серии «Русская Реконкиста» станет проза от военкора и поэта Анны Долгаревой «Фронтовые дневники. Я здесь не женщина, я фотоаппарат» и книга «Собиратели тишины» петербургского писателя Дмитрия Филиппова, ушедшего на фронт и прямо сейчас находящегося в зоне боевых действий (позывной «Вожак»).
***
Повесть «Донецкое море. История одной семьи» является первой в России попыткой рассказать молодым людям и подросткам о донбасской трагедии художественным, образным, понятным им языком, показать историю «русской весны» и начала спецоперации глазами их ровесницы. Весной 2014 года ей приходится делать самый главный выбор в жизни: остаться с отцом-ополченцем в городе, к которому уже идет украинская армия, или бежать с матерью и братом, спасая свою жизнь.

Это история о трудном пути человека к самому себе, о взрослении души и о не прожитом до конца детстве, память о котором становится главным спасением, когда мир вокруг рушится.

Повесть написана в духе лучших произведений советской литературы для подростков и молодёжи. Литературные критики отмечают высокий уровень и потенциал этого текста, силу и актуальность традиции, которой он наследует, сравнивают «Донецкое море» с выдающимися произведениями Аркадия Гайдара, Валентины Осеевой, Валентина Катаева.

Фото: личный архив героя публикации

В отличие от свежих попыток кинематографа большой России снять что-то про Донбасс, цепляясь за стереотипы и клише, Валерия Троицкая максимально погружается в тему и с документальной точностью воссоздает не только события давно минувших дней, но также быт, антураж и, главное, атмосферу. Что само по себе удивительно, ведь такое удаётся даже не каждому местному творцу.

Книга пропитана любовью к Родине. И речь не про точку на карте, а про что-то глубинное, что загорается внутри человека, когда он осознает, что наконец-то попал домой, где не был очень давно. Или вообще никогда.

Патриотизм – это не обязательство. Не слоганы и лозунги. Это по любви. А как найти эту любовь, вам расскажут герои повести «Донецкое море».

Владимир Агранович, режиссёр (Донецк).

***
Повесть «Донецкое море» Валерии Троицкой – безусловный бестселлер. Любовный, нежный, искренний и крайне необходимый сейчас. Вроде бы невозможно так писать о братоубийственной брани, бесконечных трагедиях – без истерики и надрыва, без лобовых атак, но спокойно и с достоинством. С огромной внутренней силой, которая скрепляет весь текст, делая его светлым и вдохновляющим.

Андрей Рудалев, литературный критик, писатель, публицист.

***

Долгое время казалось, что вместе с водой советской культуры был выплеснут ребёнок подростковой и юношеской прозы – прекрасной и яркой, о взрослении на фоне главных событий века. Валерия Троицкая с полным правом наследует столь необходимому сегодня жанру и содержательно, и стилистически, на материале событий в сражающемся Донбассе с 2014-го по 2023-й, которые мы видим глазами девочки, а потом девушки Кати. Семейная драма, потеря близких, жаркий сплав человеческого и героического. Донецк, как живой символ Родины, борьбы и трагедии. «Донецкое море» имеет все шансы стать событием в современной русской литературе, повесть будет интересна читателю независимо от возраста.

Алексей Колобродов, литературный критик, писатель.

***
Очень трудно писать про то, что ещё не закончилось. Лучшие книги про Великую Отечественную войну были написаны уже после Победы. Однако, вот эта повесть Валерии Троицкой уже близка к маленькому литературному чуду. Здесь нет нагнетания жалости. Нет злости. Нет обиды. Скорее позиция взрослого по отношению к неразумному ребенку. Есть достоинство. И вера. Удивительно, как литература на такую острую, больную тему может быть умиротворяющей, дарить покой и уверенность? Но это так.

Ирина Пухова, книжный блогер, создатель телеграм-канала «Кризис драмы».

***

Появление этой яркой и необычной книги следует считать сенсацией нынешнего литературного года. Из всего потока русскоязычной прозы, в которой так или иначе затронута тема исторической драмы, что разыгрывалась на Украине и вокруг неё, пожалуй, только повесть Валерии Троицкой может быть с честью и достоинством отнесена к актуальной художественной прозе. В «Донецком море» соблюдены законы повествования и обрисовки характеров, здесь порывы публицистических намерений строго сдерживаются автором. Это, действительно, история одной семьи, жившей в Донецке. Именно через судьбы этих героев и прошёл тот разлом, который вполне может быть определен в номинации «гражданская война». И это не фигура речи, а горькая фиксация того, как некогда хлебосольная и по-славянски родная республика оказалась разорванной надвое.

Как человек, трижды побывавший в Донецке в 2019-2020 годах, могу свидетельствовать: Валерия написала абсолютную правду о настроениях дончан и об обстановке, в которой им приходилось уже тогда жить и бороться.

Сергей Ильченко, профессор СПбГУ, доктор филологических наук, журналист.

***

Это повесть о настоящих людях. Без фальши, без гламура, без красивости. Последние тридцать лет нам всем – через телевидение, через массовую культуру – навязывали какой-то придуманный, искусственный мир. И вдруг этот текст словно разбивает его вдребезги, и проявляются настоящие герои, настоящее пространство нашей жизни... В этой книге поднимаются важнейшие темы. Что такое предательство? Что такое любовь? Но, в первую очередь, это тема выбора, который формирует человека. Главной героине в начале истории 15 лет, и в этом возрасте каждое решение, каждый выбор, чего бы он ни касался, определяют личность человека, а значит, определяют его судьбу. Библейские, евангельские мотивы проходят через текст красной нитью, но очень тонко и деликатно.

Людмила Манонина-Петрович, режиссёр, художественный руководитель театра «Ковчег».

***
Троицкая Валерия Вадимовна – историк, журналист.

Окончила Институт истории СПбГУ, кафедру истории славянских и балканских стран, занималась вопросами национального строительства и национальных конфликтов. С 2014 года работала как журналист и театральный критик, публиковалась в различных изданиях города. С 2022 года – автор газеты «Петербургский дневник», создатель рубрики «Родная речь», которая знакомит читателей с современной русской литературой.

Когда началась спецоперация, часть моего окружения – а я работала преимущественно как театральный журналист – покинула страну. Я понимаю причины и давно наблюдаю, как и кем формируется идеология этой среды. Там нет места любви к своей Родине, там нет уважения к собственной истории, там нет элементарного сострадания к трагедии русских людей, в 1991 году оказавшихся в чужих, порой враждебных для них государствах.

Но ведь и сейчас значительная часть молодого поколения, особенно творческой молодёжи, живет в информационном вакууме, в атмосфере безразличия и нелюбви к родной стране. И в этом нет их вины. Много усилий прикладывается, чтобы трагедия Донбасса оставалась для них чем-то бесконечно далеким. Если бы несколько лет назад жизнь не свела меня с дончанами, я бы тоже не переживала происходящее там как личную беду.

Мне захотелось вот так – художественным текстом – рассказать молодым людям, которые не видели 2014 год своими глазами и не знают предысторию конфликта, как люди там жили, боролись и продолжали верить в Россию – даже больше, чем сама Россия верила в себя.

Эта повесть создавалась с огромной нежностью к дончанам. Они мне очень помогли в работе над книгой... Несмотря на проблемы, тяжелейшие бытовые условия, обстрелы. Не только знакомые мне люди, но и те, кто видел меня впервые. Они отправляли мне свои дневники, записи, которые вели с 2014 года. Они разговаривали со мной часами, вспоминая то, о чём вспоминать было очень тяжело. Им я и посвящаю эту книгу.