Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

Доктор экономических наук Алексей Череповицын: «За Севером будущее – это вопрос экономического развития России»

Осенью в Санкт-Петербурге традиционно проходит международная выставка и конференция по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа Offshore Marintec Russia
Фото: предоставлено Горным университетом

В ее рамках в том числе обсуждаются вопросы формирования кадрового резерва по специальностям, востребованным на Крайнем Севере, и предприятиях Северной столицы, участвующих в реализации арктических проектов. Об особенностях подготовки таких специалистов корреспондент «Петербургского дневника» пообщался с доктором экономических наук, профессором Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II и членом Общественного совета при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики Алексеем Череповицыным.

– Горный университет обычно ассоциируется с добывающей промышленностью. А насколько сильно вуз погружен в арктические вопросы и проекты?

– Горный университет всегда готовил кадры для реализации проектов и обеспечения стабильного функционирования предприятий горно-промышленного комплекса, многие из которых, собственно, расположены в Арктической зоне России. У нас готовятся специалисты различного профиля для предприятий, занимающихся добычей минерального сырья в Мурманской области, Республике Карелии и Коми, Красноярском крае и Ямало-Ненецком автономном округе. Так что Горный университет непосредственно связан с Арктикой.

– Если мы говорим о специалистах для арктических регионов России, то выпускники каких направлений сегодня особенно востребованы?

– Можно говорить о том, что выпускники Горного университета в целом являются востребованными специалистами на рынке труда. Например, есть направления, по которым наш вуз является лидером и законодателем мод – это специальности, связанные с геологией, геофизикой, горным делом. Востребованы направления, связанные с инженерной экологией – сегодня эти знания очень важны для обеспечения устойчивости производственно-хозяйственной деятельности предприятий минерально-сырьевого комплекса. Кроме того, популярны программы, связанные с нефтегазовым делом, металлургией и химическими технологиями. Еще одно важное направление, которое я непосредственно представляю – экономическое. Без специалистов в области экономики и управления в горном производстве, нефтегазодобыче и в сфере переработки минерального сырья сегодня не обходится ни одно предприятие минерально-сырьевого комплекса, в том числе и на Крайнем Севере.

Стоит понимать, что работа над арктическими проектами не обязательно связана с переездом в Заполярье. Конкретно экономисты чаще всего работают в центральных офисах компаний, которые располагаются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, не относящихся к Арктической зоне России. Но такие специалисты всё равно непосредственно участвуют в программах развития и освоения российского Севера.

В целом же выпускников Горного университета в Арктике можно встретить повсеместно. Есть компании и предприятия, которые обращаются к нам с целью подготовки специалистов напрямую, в том числе по программам целевого набора. Также мы регулярно проводим ярмарки вакансий и встречи с работодателями.

– Арктику регулярно называют кладовой России, а иногда и всего мира. Правда ли это? О каких запасах идет речь?

– Правда. Минерально-сырьевой потенциал Арктики огромный! В первую очередь речь идет о месторождениях нефти и природного газа – их запасы действительно внушительные как на шельфе, так и на сухопутных территориях. Перспективы промышленного освоения углеводородных объектов значительные. Например, Штокмановское газоконденсатное месторождение, находящееся в Баренцевом море, обладает запасами около четырёх триллионов кубометров газа! Для понимания, гипотетически, объемов одного этого месторождения хватит, чтобы обеспечивать природным газом всю Европу на протяжении 10 лет (с учетом нынешнего потребления газа в Европе). Однако пока эти запасы не разрабатываются.
Схожая ситуация и с твердыми полезными ископаемыми – никелем, медными рудами, апатитами, нефелиновыми концентратами, углем, ртутью, вольфрамом, сурьмой, кобальтом и другими. По ряду полезных ископаемых наблюдается высокая доля арктических запасов в соотношении с общемировыми запасами. Так, например, на российском Крайнем Севере сосредоточено 20% мировых запасов никеля. Значительное количество месторождений еще не вовлечено в промышленное освоение, поэтому перспективы по дальнейшему освоению Арктики очень большие.

– Современные предприятия, в том числе добывающие ресурсы, – это не только профильные направления работы, но еще и экономические специальности, IT-решения, проектная деятельность, экологический мониторинг и многое другое. Какие из них вы считаете наиболее перспективными?

– Сейчас наиболее востребованы всё-таки специалисты профильных инженерных специальностей, в частности, технологи. Однако для инженерных специальностей в Горном университете выстроена целая концепция экономического образования в рамках реализации пилотного проекта по переходу на специалитет. Будущим выпускникам даётся широкий спектр управленческих и экономических дисциплин, в том числе организация горного производства.

Если же в целом говорить о том, могут ли экономисты овладевать инженерными навыками, то вопрос остается актуальным. Горный университет старается сделать так, чтобы базовые технические знания давались и по экономическому профилю, поскольку этого требуют современные условия работы.

 А можете привести примеры современных специальностей, которые готовит Горный университет?

– Это, например, специалисты по системному анализу и информационным технологиям. Простой пример: современная шахта, по сути, сегодня должна работать по концепции безлюдного пространства. Человек – это самый ценный ресурс, а подземные работы представляют опасность. Поэтому технологии интегрированных автоматизированных систем управления не только внедряются, но и используются многими добывающими компаниями. Людей необходимо уводить из опасных мест работы, оставляя только контролёров, которые будут следить за работой систем, отслеживать технологические процессы. Прогресс рано или поздно к этому приведет. В Горном университете, например, есть собственный образовательный центр цифровых технологий, так что наш вуз активно занимается этими вопросами.

 Если говорить о привлечении молодых кадров на Север, по-вашему, существует ли какая-то иная мотивация для специалистов, кроме финансовой?

– Финансовая мотивация, безусловно, очень важна. На Север люди всегда ехали за высокой зарплатой. Однако заинтересованность должна быть не только в деньгах. Очень важно, чтобы молодые специалисты могли проявить свои знания и навыки, получили возможность для самореализации. Имели перспективы карьерного роста, а также возможность освоения современных технологий.

Арктику начинают воспринимать как место апробации уникальных решений. Для специалистов, которые закончили в том числе Горный университет, работа на нефтяном промысле, оснащённом цифровыми технологиями, или в подземном руднике, где всё максимально роботизировано, – это серьёзный опыт. Специалист с такой подготовкой всегда будет цениться выше и «дороже». Так что финансовую составляющую и вопрос самореализации необходимо совмещать. Также один из способов привлечения молодых специалистов – это использование вахтового метода работы.

– Учитывая стратегическую важность Арктики для России, как вы считаете, должно ли развитием этих территорий заниматься преимущественно государство или важнее создавать там условия в большей степени для частных инвестиций?

– Россия – уникальная страна, в том числе и потому, что в её состав входит самая большая по площади и населению арктическая зона с такими крупными городами, как Мурманск и Норильск. Нигде в мире такого больше нет. Поэтому наиболее правильным считаю взаимодействие государства и бизнеса по ряду направлений. Стратегические проекты курирует государство, оно же создаёт институциональную среду, которая должна эффективно работать.

И главный акцент в этой работе – люди и их возможность реализовать свой потенциал, развить предпринимательские способности. Бизнес и частная инициатива тоже должны поощряться, и это делается. Мне регулярно приходится бывать в арктических регионах, и я вижу, как активно бизнес стал инвестировать, например, в туризм и северную гастрономию. На мой взгляд, это отличный вектор развития арктических территорий.

– Один из наиболее актуальных вопросов, касающихся российской Арктики: как совместить экономическое развитие этих уникальных территорий с сохранением природы и экологических систем?

– Охрана окружающей среды – одно из направлений в Горном университете. В частности, у нас есть научный центр «Оценки техногенной трансформации экосистем», который занимается этими вопросами. В первую очередь необходимо развивать особый комплекс технологий, например, связанных с ликвидацией аварийных разливов нефти. Вопрос широкомасштабного освоения шельфа обязательно должен быть сопряжён с вопросами сохранения экологии, поскольку авария в северных морях приведет к колоссальному ущербу. Сегодня можно сказать, что добывающие предприятия, работающие в Арктике, вкладывают немало средств в природоохранные технологии. Эту работу необходимо продолжать и усиливать.

– Что вы можете пожелать ребятам, которые еще только выбирают будущую профессию? Насколько перспективно сегодня рассматривать арктические специальности?

– Горная промышленность, особенно в Арктической зоне России – системообразующее ядро национальной экономики. За этим будущее страны! Несмотря на обсуждение вопросов «энергоперехода», человечество пока не сможет жить без углеводородов, а интенсификация процессов развития так называемых чистых энергетических технологий будет способствовать росту потребления цветных металлов. Поэтому разведка, добыча и переработка минерального сырья остается критически важным направлением для обеспечения устойчивого развития и безопасности национальной экономики. Получить образование в Горном университете – это в любом случае хороший фундамент.

Что касается Арктики, то рекомендую молодым ребятам не бояться, дерзать, потому что за Севером будущее – это вопрос экономического развития России, больших стратегических проектов. Президент России Владимир Путин как-то сказал, что Россия будет прирастать Арктикой. И это чистая правда!