Яндекс.Метрика
  • Владимир Фролов

Владимир Фролов: вспомнить о Варшавском соборе в наше непростое время важно

Главный редактор журнала «Проект Балтия» – о столетии со дня утраты собора Святого благоверного князя Александра Невского в Варшаве
Фото: личный архив автора

В Часовне-музее храма Воскресения Христова (Государственный музей «Исаакиевский собор») с 6 сентября по 27 октября проходит выставка «Реквием по храму. К 100-летию утраты собора Святого благоверного князя Александра Невского в Варшаве».

О географической и некогда политической близости польской столицы к Петербургу нынче напоминает, пожалуй, лишь здание Варшавского вокзала. Впрочем, сегодня это уже и не вокзал. Здесь можно перекусить, посмотреть кино, отправиться же в путешествие на запад никак не выйдет: железнодорожные пути позади сооружения, переделанного в ТРК (и затем в фуд-молл), разобраны, а вместо них выросли жилые дома. Между тем, в 1913, к примеру, году поехать в Варшаву стоило хотя бы для того, чтобы посетить воскресную службу в соборе, возведенном годом ранее по проекту известного петербургского архитектора Леонтия Бенуа. Убранством храма, напоминавшего памятники владимиро-суздальского зодчества, занимались такие выдающиеся художники эпохи модерна, как Виктор Васнецов, Василий Беляев, Николай Харламов. Мозаики выполнялись в мастерской Фроловых. Обретшим независимость полякам понадобились два года (1924–1926) и тысячи взрывов, чтобы уничтожить постройку, настолько основательным было сооружение.

Выставка рассказывает драматическую историю здания и, несмотря на свой небольшой размер, создает объемное представление о многих аспектах его судьбы. Подчеркнута роль инициатора строительства – генерал-губернатора Иосифа Гурко, отражена активная деятельность святого Иоанна Кронштадтского: именно благодаря его усилиям были собраны средства на возведение храма. С помощью мультимедиаэкранов зритель может прочитать отзывы о соборе, опубликованные в прессе тех лет, и ознакомиться с фотографиями, демонстрирующими последние годы жизни храма, уже католического, а затем лютеранского. Однако главное, что ожидает посетителя, – подлинные эскизы росписей для интерьеров этого здания, прежде всего замечательные полотна самого Васнецова.

Вспомнить о Варшавском соборе в наше непростое время важно не только в силу очередного внешнеполитического обострения, но и для того, чтобы задуматься о собственных утраченных реликвиях. Например, о возведенном в 1911 году храме – памятнике морякам, погибшим в Цусимском сражении (Спас на Водах, Ново-Адмиралтейский остров). Творение Мариана Перетятковича и Николая Покровского (снесено в 1932-м), так же как и Александро-Невский собор, было построено в стиле владимиро-суздальских церквей, но, в отличие от шедевра Бенуа в польской столице, его силуэт мы, как кажется, вполне могли бы увидеть на невских берегах вновь.