Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Петербуржцам объяснили, зачем городу нужен свой Устав

Он стал главным принятым документом первого созыва Законодательного собрания
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Главным принятым документом первого созыва Законодательного собрания Петербурга, избранного 30 лет назад, стал основной закон города – Устав. Почему его положения сегодня называют «петербургскими традициями» – в нашем материале к 30-летию городского парламента.

Каждый день ровно в полдень в городе звучит выстрел. И это по Уставу, но не военному, а Уставу Санкт-Петербурга. Такая традиция в основной закон города вписана депутатами ЗакСа. А еще в Уставе прописано устройство власти, какой орган за что отвечает, кто может стать губернатором, кто имеет право вносить законопроекты и даже где хранится сам Устав.

В ТЕСНОМ КОНТАКТЕ

Два экземпляра Устава, имеющие одинаковую юридическую силу, находятся в ЗакCе и правительстве Петербурга. У соавтора Устава, депутата ЗакСа I созыва Алексея Ливеровского дома тоже есть экземпляр документа с подписями тех, кто его создавал.

Устав Петербурга первый созыв ЗакСа принял только на четвертый год работы, в 1998-м. Писали без спешки. А все потому, что в 1993 году Петербург стал городом федерального значения, равным любому субъекту РФ.

«Законодательное собрание как орган государственной власти было для Петербурга инновацией, – рассказал Алексей Ливеровский. – До него был Ленсовет, в советское время – орган местного самоуправления, а после он, можно сказать, от отчаяния начал заниматься нормативным регулированием, но не издавал законы. Мы серьезно отнеслись к задаче разработки Устава, стали сначала принимать нормативные акты, как бы обдумывая возможности Петербурга как субъекта Федерации, а уже в конце созыва подытожили работу созданием Устава».

Начинали депутаты разработку основного закона города, как вспоминает Ливеровский, в тесном контакте с командой первого мэра Анатолия Собчака. В нее входили председатель Комитета по управлению городским имуществом мэрии Михаил Маневич, его первый заместитель Герман Греф, председатель Юридического комитета Дмитрий Козак. Официальную группу по разработке Устава созвали летом 1996 года, когда губернатором уже стал Владимир Яковлев. От Смольного в нее входил Дмитрий Козак.

Проект Устава сначала представили на суд петербуржцам. Некоторые из поправок, предложенных горожанами, вписали в основной закон.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ СТИЛЬ

Устав Петербурга отличается от основных законов других регионов прежде всего ленинградским стилем. И он отражен в статье «Петербургские традиции».

«Создание закона, который имеет естественно-правовые основания, должно опираться на идентичность того общества, которое создает Устав или Конституцию. И основанием должно быть нечто идущее не от действующей власти, а связанное с культурой общества. В Советском Союзе это была идеология марксизма-ленинизма, а мы основой выбрали особую культуру и особую идентичность Петербурга», – объяснил Алексей Ливеровский.

Петербургские традиции – это не только полуденный выстрел сигнального орудия с Нарышкина бастиона, но и сохранение памяти о жертвах революций, Гражданской и Великой Отечественной войн, политических репрессий и блокады, о подвиге города-героя Ленинграда и многое другое. Это все записано в Уставе Петербурга.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Как и в Конституции России, в Уставе нашего города можно найти ответы на многие вопросы, которые возникают в ежедневном диалоге каждого гражданина с публичной властью. В этом уверен аудитор петербургской Контрольно-счетной палаты Егор Бушев.

«Ответ на вопрос: «Кто за это отвечает?», который, пожалуй, у людей возникает чаще всего, содержится не только в федеральной Конституции, но и в городском Уставе. Знание ответа на этот вопрос позволит горожанину перестать стучаться в двери органов городской власти с той проблемой, за которую отвечает власть федеральная, и наоборот. И сразу прийти за ее решением по адресу», – считает Бушев.

До того как стать аудитором, в 2018-2020 годах Егор Бушев работал судьей Уставного суда Санкт-Петербурга, который решал, соответствует ли закон или иной нормативный акт основному закону города. Незначимых дел, добавил Бушев, в Уставном суде не было и быть не могло.

Так, в «деле о тишине» судьи разбирались, может ли исполнительный орган, отвечающий за соблюдение закона о тишине, не работать ночью, когда действует сам закон. Суд решил, что не может, и профильный комитет Смольного обязали пересмотреть график работы. «Уставный суд был для всего города, всех его органов и всех горожан», – добавил Егор Бушев.

В 2020 году поправки в Конституцию упразднили уставные суды в регионах. В Петербурге теперь дела о соответствии Уставу рассматривают федеральные суды. Но сам Устав от этого менее значимым для жизни города не стал.

«Обращаюсь ли я к нему каждый день в работе? Конечно, нет, лукавить не буду. Обращаюсь ли я к нему регулярно? Да. Но делаю ли я это  как аудитор или же как судья Уставного суда в отставке, а может, как преподаватель конституционного права? На этот вопрос я ответить не могу, но потребность периодически открывать Устав города у меня почему-то есть», – заключил Егор Бушев.