В память о поэте в эполетах: в Петербурге отмечают 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова
Новый корпус лицея №280 имени М. Ю. Лермонтова работает в здании Николаевского кавалерийского училища, выпускником которого был корнет Михаил Лермонтов.
На прежнем месте
О сохранении памяти о поэте тут задумались еще в XIX веке. 31 декабря 1883 года по инициативе генерала от кавалерии и начальника Николаевского кавалерийского училища Александра Бильдерлинга в здании открыли музей великого поэта. Согласно каталогу на 1883 год, музей располагал обширным собранием автографов и личных вещей поэта: всего – 705 единиц хранения.
«Музей был открыт ежедневно для посещения с 8 утра до 12 часов дня», – сообщала петербургская пресса.
В ноябре 1917 года офицеры и юнкера Николаевского училища участвовали в вооруженном выступлении против советского правительства. После их разгрома училище было закрыто, экспонаты и реликвии лермонтовского музея были частично переданы на хранение в Пушкинский Дом, часть их была попросту уничтожена.
Несмотря на все усилия, в Ленинграде музей Михаила Лермонтова в исторических стенах так и не восстановили.
И вот теперь благодаря инициативе директора лицея № 280 Марины Топуновой к 210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича в Петербурге, практически в том же самом месте, начали восстанавливать музей, посвященный службе Лермонтова и его творчеству.
Что было утрачено
Заведовать музеем стала Оксана Хейлик. Она рассказала о том, что было утрачено более века назад.
«Если обратиться к тексту «Путеводителя по Петербургу» за 1903 год, то можно составить представление, какими лермонтовскими реликвиями обладал музей Николаевского кавалерийского училища.
Тогда музей занимал одно помещение и имел самую богатую коллекцию в Российской империи, – отметила Оксана Хейлик. – Одну из частей занимали картины и акварели красками и тушью, исполненные рукой поэта. Например, рисунок «Маневры в Красном Селе». Из подлинных документов представляли ценность рукописи и письма самого поэта. Училище очень гордилось тем, что в его музее хранился подлинник «Следственного дела», которое велось по итогам дуэли между корнетом Царскосельского гусарского полка Лермонтовым и французским дипломатом Барантом. После него поэт и был сослан в действующую армию на Кавказ».
Кроме того, в музее хранились подаренные принцем Лейхтенбергским кавказская шашка, кинжал и серебряная пороховница, с которыми поручик Лермонтов сражался с горцами. Сослуживцы и члены семьи Лермонтова за 34 года существования в дореволюционное время передали в училищный музей немало фотографий, рукописей, просто бытовых предметов, напоминающих о великом поэте. С 1883 года в Николаевском училище даже издавался журнал «Известия Лермонтовского и Исторического музеев Николаевского кавалерийского училища», его авторами были юнкера и офицеры-николаевцы.
В ноябре 1917 года часть рукописей и живописных работ удалось спасти. Но холодное оружие и ряд личных вещей поэта пропали тогда безвестно.
Работа по воссозданию
Оксане Хейлик и ее единомышленникам приходится восстанавливать музей, что называется, почти с абсолютного нуля. Лишь сотрудники Пушкинского Дома готовы поделиться копиями рукописей, которые были им переданы в 1917 году. Чем-то помогут хранители музеев Лермонтова в Тамани и Пятигорске.
Впрочем, главный смысл существования каждого музейного собрания заключается не только в коллекционировании предметов прошлого, но и в просвещении, особенно молодежи.
«Например, показывая подлинную шашку ветерана Кавказской войны Лермонтова школьнику, не прочитав с ним поэму «Мцыри» или «Героя нашего времени» и не зная особенностей военной службы, можно ли прочувствовать и понять нашу историю? Вот с представления художественных экспозиций музея начинаем знакомить горожан, особенно юных, с творчеством поэта в эполетах, с летописью его боевого пути», – подчеркнула заведующая музеем.