Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

Больше двух тысяч специалистов: петербуржцам рассказали, как идет реставрация Консерватории имени Римского-Корсакова

Ее закончат на год раньше запланированного
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Работы завершат до конца этого года, государственным заказчиком выступает публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства».

На объекте уже полностью завершено устройство инженерных систем, подходит к концу внутренняя отделка помещений, строители уже приступили к пусконаладочным работам. В настоящее время в историческом здании трудится более 2 тысяч специалистов.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

«Фасады первого высшего музыкального учебного заведения уже отреставрированы и представлены жителям города в том же историческом светло-бежевом окрасе, как и в момент его открытия в конце XIX века. Здание Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова является объектом культурного наследия федерального значения», – сказал заместитель председателя правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.

Он подчеркнул, что именно поэтому возвращение его исторического облика стало одной из ключевых задач реконструкции. И на сегодняшний день завершить долгожданную реставрацию удается на год раньше намеченного срока.

Напомним, в прошлом году во внутренних дворах консерватории строители установили светопрозрачные купола, и сегодня в музыкальном вузе страны появились новые общественные пространства. Благодаря такому решению полезная площадь здания увеличилась более чем на 600 кв. метров.

«На стенах и внутреннем своде здания специалисты отреставрировали более 300 кв. метров лепного декора, 170 кв. метров деревянных балюстрад. Было крайне важно, чтобы все элементы – плитка, лепнина, отделка, фасады, окна, двери – строго соответствовали тем решениям, которые были изначально заложены. Поэтому на этом объекте трудятся самые опытные строители и реставраторы нашей страны», – рассказал генеральный директора ППК «Единый заказчик» Карен Оганесян.

Он подчеркнул, что после завершения работ все смогут именно в первозданной форме посмотреть на Парадную лестницу, воссозданную живопись Домовой церкви, интерьеры Малого зала им. Глазунова, Большого зала им. Рубинштейна и других помещений.

«Итогом масштабной реконструкции Консерватории Римского-Корсакова станет появление одной из крупнейших в России театральных площадок с технологиями переменной акустики, где каждый из 1100 зрителей в любой точке сможет одинаково хорошо слышать исполнение музыки с электроусилением или классики. В настоящий момент работы вышли на финальный этап: завершается монтаж 190 тонн механического оборудования для управления сценой и акустикой, ведется монтаж 70 тонн оборудования света и звука», – отметил генеральный директор компании подрядчика акционерное общество «Политехстрой-Сварго» Алексей Бородин.

ЗАЛ РУБИНШТЕЙНА

«Большой зал Рубинштейна – одно из самых сложных в плане работ и технологий помещение во всем здании. Скоро здесь снимут строительные леса, и коллеги приступят к наладке концертного оборудования. До революции эта была одна из лучших акустических площадок в Петербурге, однако в советское время его превратили в обычный кинотеатр, и оформление кардинально поменялось», – сказал Сергей Рыбак, представитель компании акционерное общество «Политехстрой-Сварго».

Он добавил, что после масштабной реконструкции залу придали форму подковы и оснастили технологией переменной акустики. Также помещению вернули первозданную отделку, которую могли видеть посетители консерватории в день ее открытия в 1886 году.

«В сценической коробке зала установлены подъемные механизмы, которые будут отвечать за позиционирование декораций, света, звука. Кроме того, установлены 100 лебедок, площадка оркестровой ямы в трёх уровнях для реализации более широких фантазий режиссера», – сказал Алексей Самохин, главный инженер проектов. 

Он подчеркнул, что эффект будет достигаться с помощью физической переменной системы – лебедки будут растягивать материал, глушащий, а также электронной системы переменной акустики, которая позволит менять звуковой объем данного зала.

«Основная сложность была в том, что все акустическое оформление зала было утеряно, и все приходится делать заново – рассветы, нагрузочные способности и так далее», – сказал он.

ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ

Одним из главных вызовов для команды реставраторов стала Домовая церковь. Напомним, в конце XIX века художники Андрей Рябушкин и Василий Беляев создавали росписи храма консерватории по мотивам росписи церквей постройки XVI-XVII веков. После Октябрьской революции в двадцатых годах эти произведения искусства в результате перестроек церкви оказались под многочисленными слоями штукатурки и обоев.

«Когда мы только пришли сюда, все стены были закрашены, в определенных местах насчитывали даже до 400 слоев покраски. Во время ремонта церковь разделили на 6 секций. В первую очередь важно было очистить стены и достать оттуда живопись», – рассказал начальник участка Павел Беляев.

Он добавил, что после расчистки оказалось, что около половины оформления сохранилось, остальное пришлось воссоздавать. Для этого использовали архивы, в том числе закрытые. На основе записей, заметок, фотографий и воссоздавалась изначальная роспись церкви. На данный момент реставрация церкви полностью завершена.