Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

В стенах Дачи Безобразовых «Жерновка» будет работать детская музыкальная школа

Проектные работы начнутся уже в этом году
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В этом году начнется разработка проекта реставрации Дачи Безобразовых «Жерновка» в Красногвардейском районе. Это стало возможным благодаря поручению губернатора Петербурга Александра Беглова.

Музей и музыкальная школа

«Дача Безобразовых «Жерновка» –  объект культурного наследия федерального значения. Он находится в оперативом управлении у Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК). Длительные переговоры при участии губернатора города завершились положительно, федеральный центр услышал нас и согласовал передачу объекта в городскую собственность для дальнейшего использования», – рассказывает глава администрации Красногвардейского района Андрей Хорт.

В дальнейшем в нем разместится детская музыкальная школа №41 Красногвардейского района. 

«Теперь у нас есть основания проводить предпроектные, проектно-изыскательские работы и историко-культурную экспертизу объекта. На эти работы уже заложено необходимое финансирование, и приступим мы к ним в этом году. Уже подготовлена необходимая конкурсная документация, будет объявлен конкурс на поиск подрядной организации для проведения работ. Проектирование и проведение историко-культурной экспертизы займет ориентировочно один год. В конце 2025 года мы узнаем о дальнейшем объеме работ, финансировании и точных сроках реставрации и приспособления здания под современное использование», – сказал Андрей Хорт.

Отметим, что в сентябре уже получено задание от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

«После проведения работ здесь будут сделаны учебные классы и концертные залы. Наша детская музыкальная школа №41, которая сейчас базируется в хороших условиях на проспекте Косыгина, постепенно прирастает новыми учениками, активно развивается и как раз нуждается в увеличении площадей», – сказал глава районной администрации.

Добавим, что приусадебную территорию, на которой расположен сад с прудом, планируется благоустроить и сделать общедоступной. Для этого в перспективе разработают отдельный проект благоустройства территории.

А в одном из исторических помещений усадьбы планируется открыть краеведческий музей.

«Здесь будет сделана краеведческая экспозиция, где можно будет познакомиться с историей усадьбы, артефактами, которые сохранились в ней, историей дворянского быта. Кроме того, в экспозициию включат материалы о Дороге жизни и периоде существования усадьбы в годы Великой Отечественной войны», – сказала краевед-исследователь, историк, экскурсовод, автор монографии «Охтинские усадьбы» Наталья Столбова.

Корректировка авторского замысла

Дача Безобразовых «Жерновка» видела разные исторические события и поменяла множество владельцев. Дом построен в конце XVIII века и никогда не предназначался для семейного проживания.

В XVIII-XIX веках усадьба – частное владение, хозяевами которого были лица, представляющие государственную и общественную жизнь России того времени, а следом ею владел в том числе дворянин Севастьян Крамер, который был знаком с австрийским посланником Фикельмоном и его женой Долли Фикельмон, другом Александра Пушкина. По словам Натальи Столбовой, точной информации о том, посещал ли поэт усадьбу,нет.

По ее словам, в XX веке усадьба находилась в оперативном управлении разных структур: Волисполкома, Музейного отдела Наркомпроса, Конвойного полка войск НКВД, Охтинского лесозавода, Ленфилиала Специального производственно-технологического бюро «Оргпримтвердосплав» (ОАО «Кермет»). Затем – в оперативном управлении Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры.

«Первые нарушения авторского замысла произошли в первой трети XIX века. Здание очень пострадало в послереволюционные и последующие десятилетия после приспособления его под нужды Конвойного полка войск НКВД, а потом – общежития Охтинского лесопильного завода. В 1930-1960-е годы в помещениях дома сделали перекрытия, произвели надстройку западной части и ряд других изменений. В эти годы были почти утрачены интерьеры и декор усадебного дома. Первые реставрационные работы провели в 1951 году, но до 1970-х годов сохранялись уродующие классическое здание деревянные и кирпичные пристройки», – рассказывает Наталья Столбова.

Следующие капитальные реставрационно-восстановительные работы прошли в 1976-1984 годы. Тогда внешний облик здания восстановили в объемах перестроек первой трети XIX века с надстройкой вторым этажом двух парадных помещений – гостиной и биллиардной и их перепланировкой. В эти же годы воссозданы росписи в центральном зале и восточной гостиной (спальне).

Кваренги в Жерновке

По словам краеведа-исследователя, дом пережил столько испытаний, что сказать, какой именно кирпич, какая колонна или пилястра относится к XVIII веку, сложно. Тем не менее есть достоверные данные о том, что проект здания выполнил архитектор Джакомо Кваренги.

«Кваренги работал в Жерновке: имеется подлинный проект павильона-пристани, выполненный им в середине 1790-х годов. Проект хранится в Секторе рисунков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Кроме того, информация о чертеже с изображением фасада усадебного дома позволяет видеть в нем один из эскизных набросков фасада Жерновского дворца с башенками на углах, который обнаружил исследователь Владимир Пилявский в конце 1970-х году в музее Сфорцеско в Милане. Авторство Кваренги подтверждают и исследования росписей парадных помещений усадебного дома», – рассказывает Наталья Столбова.