Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

«Извара должна стать Меккой для творческих людей»: усадьбу в деревне, где почти 30 лет прожил Николай Рерих, ждет поэтапная реставрация

Уже привели в порядок парк, на очереди фасады и кровля дома. Об этом рассказал заведующий музеем Кирилл Жаданов в первом после назначения интервью
Фото: предоставлено Музейным агентством Ленобласти

– Кирилл Владимирович, музей в Изваре был открыт 40 лет назад, в 1984 году. Вы возглавляете его чуть более года. Чем привлекло вас это место?

– Когда лет семь-восемь назад я впервые попал сюда, то просто влюбился в Извару. Стал фанатом Рериха и вполне осознанно принял предложение возглавить музей. У меня сразу возникло желание придать этому месту лоска, навести порядок. Ведь здесь удивительным образом соединяются история, культура и природа.

Музей уникален. Он начинался со второго этажа усадебного дома. Со временем все его пространство было музеефицировано. А в 1995-м он получил и все усадебные постройки.

Извара – единственное в России мемориальное место, которое связано с именем Николая Константиновича Рериха. Здесь он провел 28 лет своей жизни, с 1872 по 1900 год.

Еще оно уникально тем, что это памятник природы, огромная территория почти в 60 гектаров, на которой обитают 144 вида птиц и 44 вида растений. Многие из них внесены в Красную книгу. Кроме того, здесь уникальная система гидрологии, озера, температура воды в которых никогда не опускается ниже плюс четырех градусов.

И даже в самый лютый мороз они не замерзают.

– Территория здесь и правда огромная, и дышится замечательно. Но, к сожалению, многие строения требуют реставрации. Есть ли это в планах?

– Конечно! Проект поэтапной реставрации предполагает восстановление как самого парка, так и усадьбы. В этом году мы сделали уже очень много. Занялись санацией деревьев и привели в порядок парковую территорию.

Теперь хорошо видна старая липовая аллея, ведущая к усадьбе. Проводим реставрацию фасадов усадебного дома, частично заменили кровлю.

Планируем взяться и за другие объекты. Прежде всего речь идет о птичнике. Это амбар, который отец Николая Константиновича отдал сыну, чтобы он мог там писать свои картины. Именно здесь были созданы первые наиболее значимые работы, которые дали Рериху путевку в мир искусства.

Например, его дипломной работой стала картина «Гонец», которую высоко оценили известный критик Владимир Стасов и писатель Лев Толстой, а Павел Третьяков в 1897 году приобрел ее для своего собрания.

Противоаварийные работы ждут второй амбар, который славился своими резными колоннами, а также каретный сарай. В этом году, скорее всего, они будут законсервированы, и уже потом переданы на реставрацию, которая может начаться в 2025-2026 годах.

Будет отреставрирован и дом управляющего Михайлы Соколова по прозвищу Топтыгин. Проекты по его восстановлению были подготовлены еще в 90-е годы прошлого века, но не было финансирования. Между тем это очень интересное здание.

Сейчас оно будет частично законсервировано, потому что часть фундамента сохранилась в неплохом состоянии, а вот деревянные конструкции уже разрушены.

– Еще один знаменитый объект – Форелевая башня. Дадут ли ей вторую жизнь?

– В этом году мы получили грант на ее воссоздание. Это на самом деле уникальный объект, образец архитектуры северного модерна конца XIX-начала XX века.

Башня была построена после того как Рерихи продали имение предпринимателю, меценату, почетному гражданину Санкт-Петербурга барону Александру Верландеру, при котором и появилась эта трехэтажная башня, а также форелевая заводь и завод. В этом году планируется провести противоаварийные работы и подготовить проект реставрации.

– И как вы собираетесь использовать эту башню?

– Скорее всего, это будет что-то, связанное с экологией и, конечно, с рыбоводством. Поскольку башня была создана на природных родниках именно для этого. Возможно приспособление Форелевой башни под просветительский центр. Вариантов множество, поэтому каждый из них будем прорабатывать коллегиально.

Фото: Марина Алексеева/«Петербургский дневник»

– Жизнь любого музея во многом зависит от посетителей. Как сделать Извару интересной для семейного посещения?

– С 1986 года в парке музея-усадьбы Н. К. Рериха мы организуем праздник «Зажигайте сердца». А в этом году впервые провели культурно-экологический фестиваль. Надеемся, что он тоже станет традиционным.

У нас регулярно проходят мероприятия, нацеленные на привлечение туристов, особенно молодежи, к нашему музею. Мы рассказываем о формировании Рериха как личности, которое начиналось здесь, в Изваре, и о том, какую роль в становлении будущего художника, ученого и единственного человека, который создал документ по защите культурных ценностей – Пакт Рериха, – сыграло это место.

Как говорил сам Николай Константинович, это мир через культуру. Этот девиз в нашем музее работает.

Мы считаем, что прежде всего надо воздействовать на родителей через детей. Мы проводим квесты, археологические экспедиции, тематические экскурсии, специально адаптированные для школьников, потому что классические для них немножко скучноваты. И потом дети влияют на родителей. Они возвращаются домой и говорят: «Я сегодня был в Изваре, там так интересно!» И мама приезжает сюда вместе с детьми еще раз.

– То есть получается, что дети привозят родителей. А что сейчас могут увидеть посетители, кроме мемориальной музейной экспозиции?

– Прежде всего это работы самого хозяина усадьбы. Сейчас у нас представлены три подлинника раннего периода: «Папоротники», «Петербургский этюд» и жемчужина коллекции – «Вечер богатырства киевского». Картина повествует о богатырях, вызвавших на бой силы небесные, это целый рассказ о русской старине. Совсем недавно она вернулась к нам после реставрации, а в ноябре полотно будет представлено на юбилейной выставке Рериха в Эрмитаже. Также представлены автографы, личные вещи и мебель этой знаменитой семьи.

У нас открыта выставка «Рерих в кругу петербургских художников 1910-х годов». Демонстрируются полотна Александра Бенуа, Ивана Билибина, Константина Сомова, Анны Остроумовой-Лебедевой и других художников начала XX века.

Сегодня мы откроем памятник Николаю Рериху работы Арутюна Акобяна. Художник изображен молодым человеком с кистями и палитрой в руках. Вечером в Волосово покажут 3D-проекцию, которая отразит основные этапы жизни Рериха и погрузит зрителей в удивительный мир его творчества, ознакомит с его философскими и гуманистическими идеями.

Интерес к музею постоянно растет, особенно с связи с юбилейным годом. Конечно, сказывается сезонность, но динамика хорошая. В день к нам приезжают порядка 250 человек.

– Если рассматривать дальнюю перспективу, то какой бы вы хотели видеть усадьбу?

– Если брать комплексно, то это, помимо самого усадебного дома, большой парк со всеми расположенными в нем объектами. В том числе училищный дом земледельческой колонии М. П. Беклешова.

Он находится немного за пределами музея, но мы можем возродить его малыми силами. Там планируется создание международного культурно- экологического, научного и художественного центра, куда можно будет перевести музейные экспозиции, например по археологии.

Расскажу такую историю. Когда я только-только приступал к работе в музее, то купил поблизости, в деревне Черная, дом. И вот однажды к нам в Извару приехали гости из Индии, с которой у Рериха связана большая часть жизни.

Я пригласил их в деревню, показал здешний родник и предложил попробовать местную воду, чтобы они почувствовали, насколько она вкусная. Гости тут же достали телефоны, стали снимать и удивляться, какая чистая вода у этих русских – они пьют ее прямо из ручья!

Я считаю, что Извара должна стать деревней мира, потому что формирование личности Николая Константиновича происходило именно здесь. И сам Рерих – человек мира.

Я, наверное, мечтатель. Но я вижу усадьбу местом для людей, неравнодушных к русской культуре, к русской живописи. Оно должно стать некой Меккой для художников, археологов и других творческих людей.

Усадьбу в Изваре купил отец художника Константин Рерих. Здесь семья любила проводить летние месяцы.

Более 7000 картин создал Николай Рерих  многие из них находятся в известных галереях мира  и около 30 томов литературных трудов. В 1929 году Нобелевский комитет номинировал художника на премию мира.