• Юлия Лазовская

Петербургские ученые установили причины извержения вулканов в Центральной Азии 100 миллионов лет назад

Лавы Торейского вулканического поля формировались в результате плавления веществ верхней мантии Земли
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета и Института геологии и геохронологии докембрия РАН провели анализ вулканических пород в Забайкальском крае и восстановили механизм вулканической активности на территории Центральной Азии примерно 100 миллионов лет назад. Результаты их исследования опубликованы в научном журнале Lithos.

Геологи отмечают, что интенсивные излияния лав происходили вдали от краев континента, что усложняет задачу выяснения причин данного вулканизма.

К тому же на границе раннего и позднего мела (около 100 миллионов лет назад) состав и характер вулканической активности в Центральной Азии претерпели значительные изменения.

Для того чтобы выяснить, что именно изменилось в мантии Земли и вызвало такие геодинамические и магматические изменения в Центральной Азии, геологи СПбГУ собрали пробы вулканических пород в районе Торейских озер Забайкалья. В Санкт-Петербурге они провели макро-, микроэлементный и изотопный анализ образцов.

«Мы исследовали изотопный состав неодима, стронция и свинца. Эти анализы позволили нам выявить различные породы мантии Земли, которые играли роль в формировании вулканизма на разных этапах его развития в Восточном Забайкалье», – сообщил выпускник СПбГУ, кандидат геолого-минералогических наук Максим Кузнецов.

По его словам, с помощью геохимического и изотопного состава лав геологи могут определить, какие породы мантии или коры плавились и образовывали магму, выходившую на поверхность в меловой период.

Исследовав собранные для анализа породы, ученые СПбГУ пришли к выводу, что лавы Торейского вулканического поля формировались в результате плавления веществ верхней мантии Земли. На начальном этапе вулканической активности плавились мантийные пироксениты – особый вид горной породы, образующийся при взаимодействии магмы с перидотитом. В дальнейшем плавились и другие мантийные породы.

Ранее «Петербургский дневник» сообщал, что петербургские ученые разработали новую программу для автоматизированной оценки качества питьевой воды.