Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Художественный руководитель музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» – «Петербургские набережные» Мария Сафарьянц рассказала о мероприятии

Оно стартует 6 октября
Фото: предоставлено пресс-службой фонда фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга»

6 октября стартует осенний сезон XXXI международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» – «Петербургские набережные». Его художественный руководитель Мария Сафарьянц рассказала, кто примет в нем участие и где в этом году пройдут концерты.

– Мария, объясните, пожалуйста, почему именно набережные?

– Если подумать, то большинство наших дворцов – Константиновский, Зимний, Меншиковский и еще многие другие – находятся на набережных. Мы говорим, что это дворцы, отраженные в воде, они стали одним из символов города.

Проект «Петербургские набережные» мы начинали с Антоном Губанковым (экс-председателем Комитета по культуре. – Ред.), который оценил идею и сразу понял, что это надо делать.

Первый фестиваль назывался «Английская набережная», его мы открывали вместе с Антоном Николаевичем в Президентской библиотеке. Сейчас этот осенний проект в той же дворцовой эстетике мы делаем уже 13-й раз.

– Первый концерт особенно важен, он задает тон всему фестивалю. Что предложите публике?

– Концерт-открытие состоится в Атриуме Главного штаба Эрмитажа и называться он будет «Восточные сказки» (6+). Не надо забывать, что Россия – часть Евразии. Русские композиторы хорошо понимали это и создали такие музыкальные полотна, которые не только откроют для зрителей мир этих далеких стран, но и погрузят их в настоящую восточную сказку. Прозвучат песни и романсы Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, а также саундтреки к кинохитам «Аладдин» (6+) и «Мемуары гейши» (12+).

Арии и дуэты исполнят яркие представители оперных сцен Армении и Казахстана Мери Мовсисян (сопрано) и Азамат Желтыргузов (баритон). Будет и несколько музыкальных сюрпризов. Например, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» (12+) Бородина прозвучат в исполнении хора. А завораживающий танец змеи, костюм которой создан по эскизу Михаила Шемякина, и соблазнительный танец Шахерезады исполнит прима Мариинского театра Александра Иосифиди. Прозвучит и дудук, голос которого оказывает на публику поистине мистическое воздействие.

– В Дом кино, где в прошлом году шел концерт, посвященный итальянскому кинематографу, было трудно попасть. Последует ли продолжение?

– Конечно! 15 ноября состоится вечер французской киномузыки «Под небом Парижа» (6+). Всем известные хиты из фильмов «Амели» (12+), «Шербурские зонтики» (12+), «История любви» (0+), «Игрушка» (0+), «Анжелика, маркиза ангелов» (18+) прозвучат в сопровождении видеоряда. В концерте примет участие Джанни Иорио, которого называют одним из трех величайших бандонеонистов (бандонеон – музыкальный инструмент, разновидность гармоники. – Ред.) планеты, и обладатель премии «Золотой саксофон» Федерико Мондельчи. Они сыграют саундтреки итальянского кинематографа.

На этом вечере я представлю аранжировки на темы киномузыки Мишеля Леграна, Джорджа Гарваренца, Владимира Косма, которые специально для меня пишут итальянские композиторы.

– Вы как-то обмолвились, что готовы взяться и за постановки.

– Это будет главное событие сезона. 27 октября мы дадим премьеру признанного шедевра мирового музыкального искусства – оперы «Орфей и Эвридика» (6+) Кристофа Виллибальда Глюка, посвященную 310-летию со дня его рождения. Партию Орфея, которую по традиции, заложенной композитором, поет женщина, исполнит солистка Греческой национальной оперы Марита Папаризу.

Мне кажется, что эта опера будет очень органично смотреться в Гербовом зале Государственного Эрмитажа.

– Фестиваль известен тем, что постоянно осваивает новые площадки. А как в этом году?

– Мы не изменяем своим традициям. Но всегда помним, что очень важно держаться между традицией и новаторством. Мой профессор в Консерватории говорил: «Не ищи новое, ищи вечное».

Мне кажется, что нам удается соединять эти два понятия. Например, в этом году мы впервые делаем концерт в Кунсткамере, официально – Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Его директор профессор Андрей Владимирович Головнев, с которым мы недавно познакомились, оказался такой интересной и яркой личностью, что это побудило нас принять решение о выступлении в Кунсткамере.

– Каким будет завершающий аккорд фестиваля?

– Он называется «Музыкальные юбилеи – 2024» (6+) и прозвучит в Российском этнографическом музее 31 декабря. Будут исполнены произведения Римского-Корсакова, Шнитке, Гаврилина, Пахмутовой, Азнавура.