Максим Кадаков: «Различные нарушители и лихачи на дорогах уже достали»
Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий наказания для водителей за опасное вождение. Лихачей предлагается штрафовать на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, а за повторное правонарушение лишать права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Законопроект подготовили в ЛДПР, их коллеги из других фракций инициативу поддержали. «К сожалению, статистика неутешительна: количество ДТП на дорогах России вновь стало расти, – сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин. – В 2023 году в стране произошло 132,5 тысячи ДТП с пострадавшими, на 4,5 % больше, чем по итогам 2022 года. В них погибли 14,5 тысячи человек (+2,3 %) и ранены 166,5 тысячи человек (+4,3 %). Очевидно, что ответственность для лихачей на дорогах, которые сознательно нарушают ПДД, надо ужесточать». Он напомнил, что норма об опасном вождении была введена в ПДД еще в 2016 году. «Однако до сих пор нет наказания за такое поведение на дорогах, угрожающее жизни самого водителя и других участников движения», – сообщил спикер.
Автоэксперт главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков отмечает, что эту норму нужно было вводить давно.
«Можно спорить о том, насколько серьезны предусмотренные в ней наказания, но проблема в том, что принять те или иные санкции – это одно, и совсем другое – имплементировать их на деле, – говорит Кадаков. – С чисто человеческой точки зрения различные нарушители и лихачи на дорогах уже достали – некоторые люди намеренно водят так, что другим страшно свтановится. Но весь вопрос в том, к кому именно будут применяться карательные меры».
Здесь есть два момента, продолжил он. «Первый – это размытость критериев «опасного вождения». Да, на дороге есть очевидные вещи, которые все понимают и без законодательных критериев. Например, когда человек едет совсем «без башни», объезжает пробки по обочине со скоростью более 100 км/час. Или когда мотоциклисты носятся по городу со скоростью 150 км/час, при разрешенной скорости 60 км/час. Бывает, что богатая молодежь на мощных машинах занимается «дрифтом» на дорогах общего пользования. За такие нарушения, которые явно выходят за рамки нормального поведения на дороге, обязательно должно быть наказание, причем суровое, – говорит Кадаков. – Но между явным лихачеством и нормальной ездой, пусть и с небольшими нарушениями, есть огромная «серая зона». На деле сегодня никто до конца не понимает, где же заканчивается нормальная езда и начинаются «беспредельные» гонки».
Кроме того, закон об «опасной езде» должен обеспечить неотвратимость наказания для нарушителей, продолжил он.
«Все говорят о том, что «нужно сильнее закрутить гайки», чтобы понизить аварийность на дорогах. Но если эти меры будут направлены только против обычных водителей, а «гонщики» и «дрифтеры» будут по-прежнему беспределить на дорогах, то возникает вопрос: зачем нужны дополнительные наказания? Критерии «опасной езды» должны быть прописаны максимально четко, иначе это будет «не закон, а кистень», как говорил Шарапов, – указал автоэксперт. – Есть и еще один момент. Когда правительственная комиссия одобрила новые поправки, она указала: введение этой нормы не должно повлечь за собой расширение штата ГАИ. Это значит, что ловить злостных лихачей должны либо ныне действующие инспекторы, которых и так не хватает. Либо это могут переложить на автоматические камеры, к которым тоже много вопросов. Наконец, право ловить лихачей могут дать всяким приложениям типа «Народный инспектор», у которых тоже есть масса недостатков. То есть в целом движение идет в правильную сторону, но вопросов к новому закону еще очень много».