Александр Борисов: «Теперь все делают вид, что ничего не произошло»
Полтора года назад именно из-за этой постановки в городе Чайковский Пермского края разразился громкий скандал: худрук местного театра режиссёр Александр Борисов был уволен, и причиной своего конфликта с руководством края и последующего увольнения он назвал саботаж ведущими актёрами труппы темы СВО и их нежелание участвовать в спектакле военной тематики.
Спектакль всё-таки увидел свет – ему дал сцену Тульский ТЮЗ. А режиссёр Александр Борисов после его выпуска ушёл добровольцем на фронт.
– Как прошёл показ вашего спектакля в Театре Российской Армии?
– Спектакль без меня немножко изменился. Это нормально, как всякий живой организм он меняется со временем: что-то становится лучше, что-то проседает. Главное, он живёт своей жизнью, за этот год в Туле его сыграли раз восемь. И мне за спектакль не стыдно. Вообще, здорово, что мне дали отпуск и удалось наконец побыть дома с семьей, – младшей дочке полтора года, и она почти не знает папу. За этот год, что я на фронте, я не был в отпуске – за исключением отпуска по ранению.
– Ни разу не пожалели о своем решении пойти добровольцем?
– Ни разу. Есть усталость. Были моменты, когда становилось страшно. Но страшно же всем, когда рядом разрывается снаряд, только ненормальные не боятся. На фронте я связист, но нашёл ещё одно важное дело – военкор Дима Стешин в качестве гуманитарной помощи привез нам антидроновое ружье «Гарпия». Я с этим ружьем начал бегать по позициям, охотиться за украинскими беспилотниками, которые очень много нам проблем доставляют.
– Вы же жили и учились у нас в Петербурге?
– Родом я с Урала. Но выбрал Питер, учился здесь в Политехе... А потом ко мне приехал друг – поступать на актёрское отделение, и я с ним за компанию пошёл. И поступил на курс к Шведерскому. Поступил, но не стал учиться... Только через год решился и пошёл уже в Университет профсоюзов к Роману Борисовичу Громадскому. Потом несколько лет как актёр служил в лучшем, на мой взгляд, театре Петербурга – Молодежном театре на Фонтанке. Позже переехал в Москву.
А в 2014 году, когда уже жёстко началась история с Украиной, я это очень близко к сердцу принимал. По материнской линии у меня оттуда корни, и я поехал в Донецк, чтобы посмотреть своими глазами: там «кондиционеры взрываются» или нет и кто там «сам себя обстреливает». Не хотелось быть жертвой пропаганды – ни с той, ни с другой стороны, мне нужно было самому всё увидеть. Увидел. Вернулся в Москву и наотрез отказался играть в пьесе госпожи Улицкой – ныне иноагента. Тогда руководство театра «Вишневый сад» попросило меня написать заявление об увольнении. Ушёл в свободное плавание, сменил сферу деятельности, занялся администрированием. И вдруг судьба опять вернула меня в театральный мир – получил предложение возглавить театр города Чайковский.
– Но и оттуда пришлось уйти, причём по той же причине, что из московского театра?
– Да, так. Мне кажется, в первую очередь я для местной администрации оказался не очень удобен. К счастью, в Туле – благодаря помощи Захара Прилепина – спектакль выпустили. Он успел договориться о его постановке незадолго до покушения.
– Но когда спектакль был выпущен, жить нормально театральная тусовка вам уже не дала?
– Для того чтобы как-то существовать, кормить семью, я должен работать. А мне как режиссёру перестали приходить какие-либо предложения. Сидел дома, ждал... А театру после скандала нужно было себя защитить, и вдруг на меня полились обвинения, что я пиарюсь на теме СВО, что хочу сделать себе имя на чужой крови. Оставлять после себя такой след в жизни не хочу. Я взял и пошёл добровольцем.
– Как семья отреагировала?
– Жена сначала не хотела отпускать, но потом поддержала решение.
– Александр, почему после того порыва в начале СВО, когда люди верили в новую культуру, в настоящие изменения в этой сфере, всё вдруг сошло на нет? Все сидят на тех же местах, только убрали с аватарок украинские флаги?
– Вот вы сами и ответили на свой вопрос: они убрали украинские флаги и чёрные квадраты. И это многих устроило, теперь все делают вид, что ничего не произошло! Но на ключевых постах в культуре сидят люди, мнение которых совершенно не поменялось. Я точно это знаю. Ведущими театрами руководят те, кому и даром не нужен ни Крым, ни Донбасс, ни весь наш Русский мир. Их спектакли пронизаны не просто антипатией к советской истории, а ко всему русскому. Но сделаны эти спектакли дорого, качественно, с хорошей сценографией, выглядят со стороны красиво... А потому они до сих пор в афишах.
Я тоже не вижу никаких изменений в сфере культуры. Да, в руководство СТД пришёл Владимир Машков, но он же не всесилен. Он один не может изменить всю систему. Сейчас на фронте масса ребят из актёрской братии, они честно пошли защищать свою страну. Что с ними будет, когда они вернутся? Я давно расставил для себя приоритеты: в первую очередь я мужчина, православный человек, русский, муж и отец. Вот моя система координат. Конечно, для мужчины важно дело, которым он занимается, но я и без театра не пропаду. А эти ребята совсем молодые. Смогут ли они после фронта реализовать себя в актёрской профессии? Скорее всего, нет. Тусовка будет их игнорировать.
– Например, актёр Павел Устинов, из которого либеральная оппозиция когда-то сделала икону. А он взял и ушёл по мобилизации. Вернулся после ранения и уже год он без работы – ни одного предложения.
– Да, я знаю его историю. Обидно, досадно. Чтобы не заработать преждевременный инфаркт, я учусь спокойно к этому относиться. Что лично я сейчас могу сделать? Я отдаю долг Родине. У меня есть семья, дети, которых я могу воспитать в любви к стране, к маме и папе, привить им уважение к старшим. Воспитать так, как меня воспитывали. Начни с себя, а дальше... Делай что должно, и будь что будет.
– Какие именно изменения необходимы, чтобы у нас культура была достойна и страны, и той эпохи, которую мы сейчас переживаем?
– Нужна целенаправленная госполитика в области культуры и образования, в первую очередь, конечно, кадровая политика. Всю систему, связанную с театральной и кинокритикой, нужно жёстко пересматривать, проводить полную ротацию кадров среди членов экспертных советов, жюри различных премий и фестивалей... Театральный мир тесен, и мы друг о друге всё знаем. Люди, работающие в этой сфере, зачастую за гранью добра и зла. Спектакли, откровенно слабые со всех точек зрения, годами ими продвигались и получали всевозможные премии благодаря своему... хамству. Хамству по отношению к культуре страны.
Нужно пересматривать всю грантовую систему. Она, на мой взгляд, не оправдала себя. Да, есть очень удачные проекты, но они – единичны. В целом система грантов – федеральных, региональных, частных – заточена на правильном и красивом оформлении заявки проекта, а не на художественном уровне произведения. Они не дают результат с точки зрения воспитания человека, любящего Родину. И очень много кумовства в этой сфере.
Наконец, ведущие позиции в культуре должны занимать люди идейные, которые понимают, ради чего идёт спецоперация, которые искренне верят в страну. А не те, кто нехотя сказал об этом сейчас... А вы посмотрите, что он говорил раньше! У нас же информационная эпоха, всё можно найти. Во главе культурных учреждений не могут быть люди, которые в 2014 году заявляли: «А зачем нам этот Крым?» Они могут думать что угодно, но руководить государственными театрами и выстраивать репертуарную политику не имеют права. Да, человек может изменить мнение, но зачастую он лишь мимикрирует под изменившиеся обстоятельства.
Во время отпуска гуляли по Москве с приятелем, бывшим артистом... Идём по Арбату, он здоровается с одной дамой, с другой. А потом мне говорит: «Вот эта занимает такую-то должность, её сын живет в Милане, а у этой давно осел в Лондоне...» Сердце любого нормального человека там, где его дети. Где сокровище ваше, там и сердце будет ваше. Пока чиновники от культуры не будут связывать будущее собственных детей с Родиной, никаких изменений в культуре не будет.