Как развивать цифровые навыки у детей и защищать от опасностей: учитель Светлана Волкова дала советы родителям
Как найти золотую середину, чтобы они приносили пользу и оставались безопасными, рассказала «Петербургскому дневнику» учитель информатики, методист ГБОУ «СОШ с углублённым изучением математики №139» Санкт-Петербурга, победительница премии «Яндекс Учебника» в номинации «Наставники Яндекс Образования» и участница программы «Кадровый резерв», победительница городского конкурса «IT-регион:minsk.edu.by» в номинации «IT-педагог», Светлана Волкова. В 2024 году её образовательная практика вошла в реестр образовательных практик дополнительного образования Министерства просвещения Российской Федерации.
«Цифровое детство – новая реальность, в которой предстоит научиться жить не только детям, но и их родителям. Зная все возможности и риски, мы сможем вырастить поколение, которое будет с успехом шагать в ногу со стремительно меняющимся миром», – считает педагог.
Цифровое детство: как гаджеты меняют жизнь современных детей
Гаджеты – уже давно не просто развлечение, а инструмент обучения и общения. По данным исследования «Лаборатории Касперского», родители всё раньше знакомят своих детей с устройствами. Так, среди подростков 15-17 лет только 29% использовали девайсы до школьного возраста, тогда как среди 11-14-летних таких уже 42%, а среди 7-10-летних – 74%. Этот тренд явно демонстрирует, что дети с каждым годом всё раньше попадают в цифровую реальность.
По данным диагностики «Яндекс Учебника», школьники из Санкт-Петербурга решили 78,4% заданий по цифровой грамотности. Наибольшие сложности в темах, связанных с безопасностью, вызвали персональные данные и фишинг – когда интернет-мошенники пытаются получить доступ к логинам и паролям пользователей.
Взрослые могут считать, что раннее знакомство с телефонами и компьютерами поможет детям быстрее освоить цифровые навыки. Однако это не всегда так.
Вредит ли компьютер ребёнку?
Работа за компьютером не вредит. Но если его неправильно использовать, это может негативно повлиять на ребёнка.
Чрезмерное время за компьютером может привести к проблемам с глазами и плохой осанке. Психологическое здоровье тоже может пострадать. Детям, которые слишком много времени проводят в виртуальном мире, может быть сложнее взаимодействовать со сверстниками, потому что реальное общение уходит на второй план. Из-за этого возникают стресс, чувство одиночества и повышенная тревожность.
Не стоит забывать и о кибербуллинге – травле в Интернете. Раньше ребёнок мог прийти домой и почувствовать себя в безопасности. Но при кибербуллинге он постоянно в напряжении. Если отношения с родителями не очень доверительные, то ребёнок может не рассказать о травле и переживать всё в себе.
При этом гаджеты с выходом в Интернет открывают перед ребёнком широкие возможности для обучения и творчества: онлайн-курсы, образовательные приложения, виртуальные музеи. Главное – установить разумные ограничения на время за экраном и контролировать контент, с которым знакомится ребёнок.
Роль родителей в цифровом воспитании
Прежде всего, родители формируют навыки безопасного поведения своих детей в Интернете. Дети учатся не только на словах, но и на действиях взрослых. Если родители соблюдают правила безопасности, когда используют гаджеты, дети ведут себя аналогично.
Но просто быть примером недостаточно. Родителям стоит внедрять контроль, который не ограничивается лишь регуляцией времени за устройствами. Важно активно обучать детей основам безопасного поведения в Сети. Например, частые беседы о рисках и защите личной информации помогут понять, к чему приводит разглашение данных.
Создание доверительных отношений – следующий важный шаг. Если ребёнок чувствует, что может открыто обсуждать с родителями вопросы, связанные с Интернетом или компьютером, это способствует безопасному и осознанному использованию технологий. Открытый и конструктивный диалог помогает избежать конфликтов и взаимного непонимания, позволяет детям увереннее учиться и развиваться в цифровом пространстве.
Как познакомить ребёнка с цифровыми технологиями
Знакомить с различными технологиями можно уже в три-четыре года. В этом возрасте малыш может наблюдать за родителями, которые работают за компьютером, и постепенно осваивать простые навыки использования мыши и клавиатуры. Важно, чтобы первый опыт был позитивным и не вызвал у ребёнка страх или стресс.
Постепенно время за экраном может увеличиваться. Тогда родителям вместе с ребёнком следует разработать правила. Это поможет не только установить здоровые границы, но и дать дошкольнику ощущение ответственности за свои действия.
Вот несколько важных аспектов, которые стоит обсудить:
- время за компьютером – определите, сколько времени в день или неделю можно проводить за устройством. Для маленьких детей достаточно 30-60 минут в день;
- разрешенные сайты и приложения – составьте список ресурсов, которые безопасны и полезны для ребёнка. Используйте приложения родительского контроля, чтобы ограничить доступ к нежелательным материалам.
Существует множество программ и сервисов, которые помогут родителям контролировать, как используют технологии дети, и направлять их.
Вот некоторые из них:
1. Qustodio – сервис для контроля времени и отслеживания активности ребёнка на устройствах. Позволяет ограничивать доступ к сайтам и приложениям.
2. Net Nanny – программа, которая предупреждает о нежелательном контенте и помогает управлять экранным временем.
3. Kaspersky Safe Kids – приложение, которое позволяет следить за активностью детей в Интернете и устанавливать правила использования устройств, перерывы – напоминайте ребенку о регулярных перерывах, чтобы отдохнуть от экрана и подвигаться. Это поможет избежать усталости и сохранить здоровье, поддержка интересов ребёнка – выявите его склонности и создайте подходящие условия для реализации увлечений, будь то программирование или цифровое искусство. Например, можно поощрять интерес детей к программированию или записать их в IT-кружок.
Как IT-образование в школе поможет детям
Учителя информатики тоже играют важную роль в формировании цифровой грамотности детей. Мы не только передаём знания о программировании или устройстве компьютера, но и развиваем критическое мышление, навыки решения проблем и креативность.
Многие задаются вопросом: «Зачем IT-образование нужно тем, кто не планирует становиться IT-специалистом?» Ответ прост: эти навыки универсальны и востребованы в любой сфере. Владение основами информационных технологий значительно увеличивает шансы на карьерный успех.
Во-первых, навыки поиска, анализа и обработки данных помогают не теряться в информации и эффективно использовать её для личного и профессионального развития.
Во-вторых, умение делать презентации, видеоролики и веб-страницы полезно в учёбе и работе. Креативный подход к мультимедиа помогает создавать интересный контент. Например, можно наглядно продемонстрировать успех своего проекта.
Поэтому уроки информатики, учебные проекты, IT-курсы и кружки помогут детям применять знания на практике, узнать об IT-профессиях и учиться работать в команде.