Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Максим Кабанов: «Оказывать поддержку людям пожилого возраста – наша общая задача»

1 октября в России отмечают День пожилого человека
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В преддверии Дня пожилого человека, который отмечается в стране 1 октября, начальник Госпиталя для ветеранов войн, главный внештатный специалист-гериатр Комитета по здравоохранению Петербурга, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Максим Кабанов рассказал «Петербургскому дневнику», какие учреждения занимаются лечением и профилактикой заболеваний пожилых пациентов и как реализуется программа «Серебряный возраст».

– Максим Юрьевич, в Петербурге реализуется программа «Серебряный возраст», в рамках которой вводится новый стандарт медицинского сопровождения и социальной поддержки людей старшего поколения. Как происходит взаимодействие всех медицинских учреждений, занимающихся лечением и профилактикой пожилых пациентов?

– Программа «Серебряный возраст», предложенная губернатором Александром Бегловым, – комплексная многоуровневая система для улучшения качества жизни человека. Она включает социальную, медицинскую службы, а также различные мероприятия, способные улучшить качество жизни и профилактировать заболевания. Стоит сказать, что в нашем городе созданы все условия для реализации этой программы. Прежде всего мы говорим о трехуровневой системе оказания гериатрической помощи. Первый уровень включает амбулаторно-поликлиническое звено, второй – это городские стационары, которые оказывают помощь пожилым людям. Таких в городе сейчас пять, основной – Гериатрический центр на Фонтанке. И третий уровень – высокотехнологичная медпомощь пожилым пациентам в Госпитале для ветеранов войн. Важным звеном, которое осуществляет взаимодействие медицинской и социальной службы, являются социальные участковые. Они работают практически в каждом лечебно-профилактическом учреждении города и выявляют одиноко проживающих граждан, чтобы в дальнейшем эти пациенты попадали под наблюдение районных гериатров или социальной патронажной службы.

– Кто подпадает под действие программы «Серебряный возраст» и какие мероприятия по профилактике заболеваний проводятся в ее рамках?

– Программа охватывает женщин в возрасте от 55 лет и мужчин от 60 лет. Она нацелена в первую очередь на профилактику возрастных заболеваний и предусматривает различные развивающие направления. Такие как обучающие курсы, изучение языков, чтение литературы, арт-терапия, танцы. Все это очень важно, потому что люди в любом возрасте должны быть в обществе людей, близких им по интересам. Одиночество и социальная изоляция могут стать причинами возникновения когнитивного диссонанса.

В городе ведется наблюдение за одинокими гражданами старшей возрастной категории. В центрах гериатрической медицины их знают и оказывают необходимое лечение. Например, в Госпитале для ветеранов войн созданы условия для проведения замкнутого цикла лечения заболеваний возрастного пациента. К нам попадают пациенты с острым коронарным синдромом, пациенты с острым нарушением мозгового кровообращения и, конечно, пациенты с переломами проксимального отдела шейки бедра. Наша задача – оказать помощь в одном учреждении, сделать помощь доступной и качественной, чтобы пациент не искал других специалистов, не стоял в очередях. Кроме того, госпиталь стремится развивать не только направление практической медицины, но и науку – геронтологию. Только в совокупности практики и науки средняя продолжительность жизни в Петербурге к 2030 году вырастет до 80 лет, как и планируют городские власти.

– Важным элементом программы по обеспечению здоровой и комфортной жизни пожилых петербуржцев является Городской гериатрический центр. В чем его уникальность?

– Городской гериатрический центр – головное учреждение гериатрической помощи. Он стал первым в стране и создавался как многопрофильный стационар. Сейчас его задача – это аккумуляция статистических данных гериатрической службы города, лечение пациентов с наличием возрастной астении, нарушениями слуха, хроническим болевым синдромом у пациентов пожилого и старческого возраста. На базе учреждения проводится также лечение и ведение пациентов с хроническим респираторным синдромом. Нигде в регионах подобного нет.

В гериатрическом центре также создана служба экстренной помощи пожилым пациентам «Тревожная кнопка». Чтобы вызвать бригаду врачей, нужно нажать кнопку, с нее поступает сигнал на передатчик, после чего автоматически набирается телефон службы помощи. Благодаря службе большая часть пациентов получает помощь диспетчера без госпитализации. Кроме того, позвонить диспетчеру и задать волнующие вопросы может и родственник пожилого человека, который сопровождает пациента на дому.

– В каком возрасте человек может обратиться к гериатру и какие проблемы решает гериатр?

– К гериатру может обратиться человек в возрасте 60 лет и старше. Не каждый человек нуждается в такой помощи. Пациент поступает к гериатру только после назначения участкового терапевта, который должен выявить признаки старческой астении. Понять это позволяет скрининговый опросник «Возраст не помеха». Одно из заданий шкалы предлагает пациенту нарисовать циферблат, на котором будет «без пятнадцати три» или любое другое время. Обычный человек расставляет стрелки очень быстро, а человек с возрастной астенией не сможет нарисовать такой циферблат. В таком случае пациент направляется к гериатру, который проводит комплексную оценку состояния пациента. При необходимости его направляют на стационарное лечение или отдают под патронаж гериатра поликлиники.

– Четверть населения города – люди пожилого возраста. В ближайшие годы эта цифра будет только расти. Как гериатрическая помощь города сейчас учитывает эту тенденцию, чтобы не было проблем в будущем?

– Хороший вопрос. Я считаю, что нужно гериатрическую помощь не перестраивать, а сохранить все цели, ради которых она была создана. Прежде всего это выявление, координация и контроль за пациентом с возрастной астенией. А учитывая, что людей старшего поколения будет становиться все больше, то, безусловно, нужно развивать центры гериатрической медицины. Нужно понимать, что у возрастных пациентов присутствует фоновая коморбидность (сосуществование у одного пациента двух или более заболеваний. – Ред.), а значит, лечить его должна мультидисциплинарная бригада. Например, поступает пациент с переломом проксимального отдела бедренной кости – его осматривают травматолог, терапевт, кардиолог. Специалисты принимают решение при отсутствии противопоказаний оперировать пациента в течение 48 часов. А дальше уже с ним работает реабилитолог. Далее в процесс подключается гериатр, который должен скоординировать назначения других специалистов. При необходимости к лечению и восстановлению подключается диетолог-нутрициолог.

– Летом врачи госпиталя и ваши коллеги из Бурятии договорились о сотрудничестве в области применения традиционной восточной медицины. Опыт бурятских медиков может быть внедрен в практику петербургских врачей?

– Поездка оказалась для нас очень познавательной. Она была организована по приглашению главы Бурятии Алексея Цыденова и по поручению губернатора Александра Беглова для изучения опыта наших коллег. Там тоже есть Госпиталь для ветеранов войн, который входит в Союз госпиталей для ветеранов войн. Особый интерес вызвали у нас методы традиционной восточной медицины, которые используют наши бурятские коллеги. Среди них – иглорефлексотерапия, кровопускание, гирудотерапия, фитотерапия, терапия тепловым воздействием, моксотерапия. Все эти техники успешно применяют в Бурятии, и мы планируем использовать их более широко в своей практике. В период проведения форума «Старшее поколение», который состоится в Северной столице 24-26 октября, должно состояться подписание соглашения о сотрудничестве между госпиталями Петербурга и Улан-Удэ.

– Наука говорит, что человек может дожить до 120 лет. Но проблема в том, что у подавляющего большинства людей к этому возрасту развивается болезнь Альцгеймера. Когда наука придумает способ сохранить когнитивные функции?

– Много придумано способов, чтобы профилактировать заболевания, возникающие в пожилом и старческом возрасте. Речь об интеллектуальных упражнениях прежде всего. Но лично я знаю много пациентов, которым исполнилось сто и более лет, которые всю жизнь работали на заводе, оказывали помощь фронту во время блокады, перенесли голод и холод, выжили и сохранили когнитивные функции. И в то же время мне знакомы истории людей, всю жизнь занимающихся наукой, но не сумевших избежать деменции и Альцгеймера. Никто не отрицает положительного влияния профилактических мероприятий, но все-таки в большей степени на нас влияет генетика.

– Сколько сейчас на территории Петербурга проживает людей старше 100 лет и есть ли тенденция к увеличению их числа?

– В городе на 1 января 2024 года проживали 443 человека, которым больше 100 лет. Улучшились доступность медицинской помощи, питание, профилактика заболеваний. Не стоит забывать о вакцинопрофилактике от гриппа и пневмококковой инфекции пациентов 60+ – все это также продлевает нашу жизнь.

– Как главный гериатр Комитета по здравоохранению, дайте рекомендации людям серебряного возраста: как правильно поддерживать себя в форме?

– Прежде всего нужен разумный подход. Мы понимаем, что если человек всю жизнь занимался спортом, то он знает, какая нагрузка для него интенсивная, а какая разумная. В то же время человека, раньше не занимавшегося спортом, необходимо плавно нагружать упражнениями, потому что с возрастом меняются гормональный фон человека и мышечная масса. С особой осторожностью в пожилом возрасте нужно браться за лопату на даче или в огороде. В идеале, и мы стремимся к этому, здоровьем каждого петербуржца должна заниматься мультидисциплинарная бригада врачей.

– А что нужно делать молодым, чтобы встретить серебряный возраст в здравом уме и хорошей физической форме?

– Самый верный путь к долголетию – это оптимизм, трудолюбие и активная жизненная позиция. Но еще важнее – понимать, что никто не молодеет и все мы когда-нибудь станем старше, поэтому очень важно оказывать всяческую поддержку своим пожилым родственникам и людям старшего поколения.