«Весила 37 кг»: как хирурги Елизаветинской больницы спасли пациентку с чрезвычайно редким заболеванием
Любой прием пищи заканчивался болями в животе и сильнейшей рвотой. К моменту ее поступления в Елизаветинскую больницу вес 38-летней женщины составлял 37 килограммов.
«Я не могла умереть, у меня сын»
Анастасия Санько подвязывает спортивные штаны резинкой, иначе они попросту упадут. Еще 3 года назад бодрая, активная и красивая женщина весила 68 кг при росте 165 см. А потом начался кошмар длиной в три года. В 2021 году она переболела новой коронавирусной инфекцией, болела дома, но тяжело. Во время болезни внезапно начались приступы рвоты, хотя ранее никогда проблем с ЖКТ у нее не было.
«Еда не усваивалась, возникала обжигающая боль, рвота вплоть до обмороков. Я поняла, что у меня проблема, пошла по врачам. Назначали лечение, оно не помогало, становилось только хуже. На второй год проявления всех этих симптомов я начала резко терять вес, гастроэнтерологи направляли к хирургам, хирурги – к гастроэнтерологам. Но лучше не становилось», – говорит Анастасия.
За три года она прошла несколько городских и частных больниц и поликлиник, поменяла несколько врачей, ей делали как минимум семь ФГДС (процедура фиброгастроскопии). Прямо на улице теряла сознание. Ее привозили в больницу, оказывали первую помощь и … отправляли домой. Врачи разводили руками и говорили, что не могут решить ее проблему. Каждый врач ставил свой диагноз – от онкологии до других болезней желудка и кишечника.
В последние месяцы она настолько похудела, что вес упал до критических отметок.
«У меня, если честно, уже надежды никакой не было. От отчаяния я начала искать в интернете хоть какую-то информацию о похожих симптомах. И нашла видео программы Елены Малышевой о здоровье, где речь шла о том, что хирурги Елизаветинской больницы спасли женщину с заболеванием кишечника. Я нашла оперировавших хирургов и записалась на прием к заведующему 3-м хирургическим отделением Елизаветинской больницы Сергею Юрьевичу Пузанову. По телефону попросила записать как можно раньше, я боялась попросту не дожить. Но и умереть я не могла – у меня сын», – говорит Анастасия.
18 сентября она оказалась в больнице, 19 сентября легла на операционный стол. Времени на что-то иное уже не было.
Чрезвычайно редкое
Сергей Пузанов, заведующий хирургическим отделением № 3 Елизаветинской больницы рассказывает: «В результате проведенных многочисленных обследований пациентке наконец-то был поставлен правильный диагноз – синдром Уилки, или синдром верхней брыжеечной артерии. Редкое заболевание, частота встречаемости 0,013–03 %. Происходит сдавливание нижней горизонтальной ветви 12-перстной кишки между аортой и отходящей от нее под острым углом (вследствие индивидуальных анатомических особенностей пациента) верхней брыжеечной артерии, вследствие чего нарушается пассаж пищи по кишечнику, пища забрасывается обратно из 12-перстной кишки в желудок, из желудка в пищевод. В результате при многократной рвоте больной прогрессивно теряет массу тела, ухудшается общее состояние. На момент обращения в Елизаветинскую больницу заболевание пациентки находилось уже в стадии декомпенсации, при росте 165 см масса тела составляла 37 кг (индекс массы тела 13,6 – выраженный дефицит массы тела). По сути, операцию пришлось делать по жизненным показаниям. Иначе она бы просто умерла, если по-простому то от голода, потому что не могла принимать пищу», – рассказывает Сергей Юрьевич.
Хирург рассказывает, что 2 года назад здесь же, в Елизаветинской больнице, была прооперирована другая пациентка с редким диагнозом – гигантской грыжей пищеводного отверстия диафрагмы. От нее отказались врачи в Голландии, где она много лет жила с мужем. К счастью, у нее сохранилось гражданство РФ, поэтому операция была по ОМС, все закончилось благополучно. Именно этот сюжет, озвученный в программе Елены Малышевой, и увидела наша героиня Анастасия Санько.
«Нужно знать, что есть такие чрезвычайно редкие заболевания. Я, хирург, узнал об этом 3–4 года назад, когда мы с коллегами начали заниматься синдромом Данбара, или компрессионным стенозом чревного ствола. Это заболевание представляет собой комплекс симптомов, который возникает после сдавления чревного ствола. Из-за нехватки кровотока в артериях, питающих желудок, селезенку и печень, у пациента появляется боль в животе после приема пищи, нарушается стул, постепенно снижается вес. Бедолаги ходят по врачам, им ставят разные диагнозы. Аналогично и с синдромом Уилки – синдромом верхней брыжеечной артерии. В мировой литературе описано всего 500 таких случаев», – говорит Сергей Пузанов.
Зато описаны случаи, когда зарубежные врачи не могут спасти пациентов с редкими заболеваниями. Так, в США в 2017 году умерла известная модель, у которой был тот же диагноз. Операция оказалась неудачной, ей понадобилась пересадка кишечника, которая стоит около миллиона долларов. Даже у модели таких денег не нашлось, и 28-летняя американка умерла.
Искать врача и искать информацию
По словам хирурга, COVID-19 действительно мог спровоцировать заболевание Анастасии, так как из-за болезни пациентка сильно и резко похудела. Заболевание также может спровоцировать любое резкое похудение, в том числе у лежачих больных, а у детей и подростков – их очень быстрый рост.
«В самой операции нет ничего особо сложного – необходимо наладить обходной путь для пищи. Но, чтобы к этому прийти, надо знать, что такая болезнь есть, потому что похожий комплекс симптомов может быть у 5-6 других заболеваний ЖКТ, которые гораздо чаще на слуху. Боли в животе, тошнота, рвота – и люди идут по этим привычным тропинкам», – считает Сергей Пузанов.
Если бы нашей пациентке не повезло и она не увидела сюжет про Елизаветинскую больницу, она бы умерла. Организм уже не получал важнейшие для жизни вещества, в любой момент женщина впала бы в состояние сопора, клинической смерти. Кроме того, у нее могла развиться анорексия, так как любой прием пищи, вызывающий боли и рвоту, рано или поздно приводит к страху вообще что-то съесть. Начинается психосоматика.
«Альтернативы у нас не было. Была произведена резекция 2/3 желудка по способу Ру. Ранний послеоперационный период протекает гладко, без осложнений. Пациентка начала питаться жидкой пищей, пища усваивается хорошо, тошноты, рвоты, изжоги, отрыжки нет. Выписка пациентки запланировали на 27 сентября», – уточняет хирург.
Анастасия полна жизненных планов. Она скоро сможет практически полноценно питаться, выйдет на работу, вернется к сыну и родственникам. Она бесконечно благодарит врачей Елизаветинской больницы, спасших ей жизнь. И лично Сергея Пузанова, который не отверг, а принял, помог и спас.
«Что посоветовать тем, кто отчаялся добиться правильного диагноза и найти своего врача? Искать и не сдаваться. Мы нашими опытом стараемся максимально делиться, у нас есть свои каналы с видеозаписями на сайте «ПроДокторов», ими могут воспользоваться как врачи, так и пациенты. Доктора должны делиться знаниями и опытом, а пациенты должны читать», – убежден Сергей Пузанов.