Валентин Кузьминский: «Меня иногда спрашивают: сколько людей вы сегодня осчастливили?»
В преддверии Дня пожилых людей председатель ЗакСа Александр Бельский лично поздравил старейшего сотрудника «Горэлектротранса» Валентина Кузьминского с прошедшим юбилеем и вручил ему благодарность от Законодательного собрания.
Валентину Кузьминскому 90 лет. Он помнит, как стояли и как пошли трамваи в блокадном Ленинграде, и видел, как трамваи вернулись на улицы Мариуполя в прошлом году.
Шлейф тьмы
Сентябрь 1941 года. Валентину Кузьминскому только исполнилось семь лет. Возвращаясь из детского лагеря летом, его поезд попал под обстрел «самолета с пауками на крылья», а дома, в Ленинграде, увидел, как поднимается шлейф тьмы над городом, – это горели Бадаевские склады. Когда пожар заливали, растворили и сахар, хранившийся там. Сладкую землю потом продавали на Сенном рынке. Цена зависела от глубины.
«Чем копаемый слой земли глубже, тем сладость его меньше, но и цена соответственно ниже», – вспоминает Кузьминский.
Самую первую и самую страшную зиму блокады Валентин провел в блокаде. И даже поучаствовал в поимке диверсанта, который помогал фашистам стрелять по электростанции. Диверсант был высокого роста, худощавый, в белой рубашке. Сначала его Кузьминский видел в окне флигеля при обстреле, и, после того как сообщил девушкам из противовоздушной обороны, задержанного милиционерами.
«Знаете, когда идут процессии по улицам, то в мальчишек вселяется какой-то бесёнок – они хотят присоединиться, бежать, кричать, кувыркаться. Такие же чувства были и во мне: ага, сейчас мы дойдем до военкомата, там командир выслушает нас, встанет из-за стола, снимет с руки часы и скажет: на тебе, пацанёнок! Тут сильный рывок сестры привёл меня в чувство: идём домой, без тебя разберутся!» – говорит Кузьминский.
Зимний свет
Сестра, с которой Валентин встретил диверсанта, была старшей. С детьми в блокадную зиму рядом была мама, работавшая в Военной академии. Иногда с фронта приходил папа. Шел он пешком – автобусы не ходили, троллейбусы и трамваи стояли. Общественного транспорта не было.
«Папа говорил: то, что вы находитесь в городе, придаст нам дополнительные силы», – помнит Кузьминский.
Помнит Валентин и день, когда встали трамваи. Это было зимой, в январе. Стоял туман. Он вместе с мамой шел в «железнодорожный» магазин, к которому были прикреплены продуктовые карточки, около Витебского вокзала. На Загородном проспекте увидел силуэт «не то комода, застрявшего в трамвайных путях, не то какое-то сказочное животное, приготовившееся к прыжку».
Силуэтом оказался трамвайный вагон, который не успел добраться до парка. Метели и морозы его превратили в сугроб.
«От обычного сугроба он отличался тем, что, когда его освещало солнышко, он начинал светиться изнутри. И это зрелище прямо завораживало», – говорит Кузьминский.
Всего по городу стояли таких 52 таких сугроба. И стояли они 66 дней. Потом в марте их убрали с путей, а следом по путям пошли грузовые трамваи. Пассажирское трамвайное движение в блокадном городе запустили только 15 апреля.
Счастливая профессия
Запуск трамвая в разрушенном городе второй раз Кузьминскому удалось увидеть в Мариуполе, в 2023 году. Туда он приехал в составе делегации блокадников. По видеосвязи он сказал президенту России Владимиру Путину: «Мы должны увидеть, как начали двигаться трамваи, которые тоже были как бы в заточении, в онемении, чтобы жители были довольны, чтобы трамвайные линии развивались и чтобы все были довольны».
В запущенном мариупольском трамвае Кузьминский ехал на соседнем сиденье рядом с главой ДНР Денисом Пушилиным. Помнит, что профессионально поинтересовался: «Сколько будет стоить проезд?» Оказалось, что первый год бесплатно.
С 1958 года Кузьминский работал в Ленинградском научно-исследовательском радиотехническом институте. А потом пришел кондуктором сначала в Троллейбусный парке № 1, затем в Трамвайный парк № 1.
«Я решил стать кондуктором, потому что на этой работе ты постоянно общаешься с людьми и чувствуешь себя полезным. Меня иногда спрашивают: сколько людей вы сегодня осчастливили? Ведь можно осчастливить людей простыми вещами: улыбнуться или подсказать, чтобы место уступили», – объяснял он.
Факты
Предложение запустить в Петербурге ретротрамваи, современные внутри, как рассказывал губернатор Александр Беглов, поступило от Валентина Григорьевича.
90 лет Валентин Кузьминский отпраздновал 25 августа в санатории в Геленджике. Вернувшись в Петербург, юбиляр пригласил своих коллег на дружеское чаепитие в «Горэлектротрансе».
Валентин Кузьминский награжден медалью «Ветеран труда» от Ленинградского городского совета народных депутатов в 1987 году.
С 2023 года Кузьминский работает специалистом отдела социальной политики «Горэлектротранса» и занимается вопросами, связанными с укреплением здоровья работников и корпоративной сплоченности.