Яндекс.Метрика
  • Карина Галия

Светлана Прасолова: «Каждый раз, придумывая название для наших выставок и пространств, мы опираемся на наследие и цитаты Ахматовой, а в наших посетителях мы видим почитателей ее творчества»

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – это место с многолетней историей, притягивающее поклонников поэзии Серебряного века и неравнодушных к истории этого удивительного места
Фото: Анна Цегельник

Что ждет посетителей музея в новом сезоне, какие новые выставки и проекты готовятся в ближайшем будущем, рассказала «Петербургскому дневнику» Светлана Прасолова – заместитель директора по развитию и просветительской работе.

– На сегодняшний день музей Анны Ахматовой насчитывает несколько пространств и активно развивается, расскажите, с чего все начиналось?

– Все начиналось с самой квартиры, которая освободилась в 1988 году, когда Институт Арктики и Антарктики получил новое здание на Васильевском острове. До 1988 года сад был закрытым, потому что это было режимное учреждение. В год 100-летия Ахматовой власти города приняли решение открыть здесь музей. Постепенно мы создавали экспозицию, не имея большой коллекции вещей Ахматовой, а имея только пространство, в котором когда-то была квартира. Мечта сотрудников музея – возвратить облик комнат – осуществилась в 2003 году. Мы открыли литературно-мемориальную экспозицию квартиры, и посетители приходят сейчас к двери с табличкой «Николай Николаевич Пунин». Он был искусствоведом и теоретиком русского авангарда, Ахматова жила здесь с середины 1920-х годов, став его женой. Сам бывший Шереметевский дворец стал для нее важным местом, и часто поэт ставила подпись под стихами: «Фонтанный дом».

Далее, уже в 1990-е годы, на втором этаже музей открыл выставочные залы, где проходили поэтические вечера и устраивались временные выставки, и так происходит до сих пор.

– Какие проекты сейчас существуют в музее Ахматовой?

– Теперь наши проекты связаны с выставочными циклами, которые длятся не один год. С 2004 года у нас продолжается цикл «Рождество в Фонтанном доме», который скоро будет принимать семейную аудиторию. По книгам мировой литературы мы оформляем выставочное игровое пространство, чтобы можно было оказаться «внутри» текста и поиграть. Нередко впоследствии эти выставки уезжают в разные города России. По уже сложившейся традиции в рамках проекта «Музей+Театр» к рождественской выставке создаем спектакль для семейной аудитории. Спектакли продолжают жить в течение года по выходным дням. Теперь у нас целая серия спектаклей, которые мы организуем по принципу антрепризы. Режиссер приглашает к нам актеров разных петербургских театров.

– Расскажите об истории коллекции музея.

– Теперь мы знакомим наших посетителей с новой экспозицией «Иосиф Бродский. Натюрморт». Фактически здесь представлено открытое хранение предметов, собранных по единому художественному замыслу, в основу которого был положен текст стихотворения «Натюрморт», написанного в 1971 году. Мы показываем только вещи, там, к примеру, нет фотографий и автографов. При этом мы делаем временные выставки, добавляя на какой-то краткий период в эту экспозицию фотографии либо рукописи. Последняя выставка была связана с отцом Бродского, ее весной 2024 года мы показывали внутри «Натюрморта».

При разработке самой первой концепции музея было принято решение, что коллекция музея будет формироваться не только об одной Ахматовой, а о многих представителях ее поколения, в числе которых был и Иосиф Бродский. Историк Яков Аркадьевич Гордин согласовал с Иосифом Александровичем Бродским передачу в наш музей домашней библиотеки поэта. С этого момента начал формироваться фонд вещей Бродского, которые мы включали во временные выставки. Затем вдова Бродского Мария Соццани также передавала нам предметы из американских квартир. В 2004 году мы открыли экспозицию на 1-м этаже, которая называлась «Американский кабинет Иосифа Бродского» и была связана с одним адресом в штате Массачусетс, где он преподавал. В 2021 году провели реэкспозицию, добавили еще предметы мебели и вещи.

– В июле завершилась выставка о Бродском «Сохрани мою тень…», которая четыре года экспонировалась в саду Фонтанного дома, что будет на ее месте?

– Прошедший выставочный проект был в рамках цикла, который мы заявили с 2014 года, «В предлагаемых обстоятельствах», где нам хотелось иммерсивности, самопрочтения сюжета без нашего комментария, где внутри выставочного пространства человек проживает особые эмоциональные состояния и размышляет. Мы думали о том, как привлечь внимание юного поколения, молодежи, которая хочет сама высказаться и часто формат экскурсии становится для них неинтересен.

Да, этот выставочный проект оказался долговременным. В ковидном 2020 году невозможно было сделать выставку в музейном пространстве, поэтому мы перенесли ее в сад Фонтанного дома. Выставка была рассчитана на месяц, но даже мы не знали, что она продлится четыре года. Снег и дождь были беспощадны к объектам, и мы провели несколько внутренних реставраций. Выставка стала частью городского ландшафта, к нам приходили экскурсоводы с группами и строили свой рассказ об этом месте. Но было принято решение ее разобрать, так как состояние стало уже обветшалым. Теперь у нас готовится новый проект. Он тоже будет основываться на стихах. В нем зазвучит строка из стихотворения Иосифа Бродского «Бог сохраняет все, особенно слова…». В новой экспозиции будут представлены стихи поэтов разных эпох о размышлении о жизни, о том, как остаются слова, предметы, как наша память существует в пространстве. Эта выставка откроется осенью и тоже продлится не один год.

– Какие выставки проходят на данный момент в музее Ахматовой?

– Рождественская выставка откроется в декабре 2024 года и будет посвящена одному из самых древних литературных произведений человечества – «Сказанию о Гильгамеше». В лабиринтах Шереметевского дворца сто лет назад была комната, которую Анна Ахматова делила с востоковедом Владимиром Шилейко, и называли они ее «шумерийская кофейня». Глиняные таблички с клинописными текстами лежали на столе, «как печенье в вазочке». Они рассказывали древнюю историю мужественного Гильгамеша. Мы приглашаем детей и взрослых познакомиться с этой историей и отправиться в Древнюю Месопотамию во времена героев и богов, крылатых львов и людей-скорпионов. И, конечно, на выставке можно будет посмотреть новый спектакль!

Пространство работает по сеансам, сюда мы приглашаем школьные и семейные группы на мастер-классы по различным литературным произведениям Ахматовой, Гумилева, Мандельштама и современных поэтов – Михаила Яснова, Ренаты Мухи и других. Здесь дети могут создавать арт-объекты и книги. Для молодежи и взрослой аудитории проходят арт-терапевтические встречи, основанные на переводах поэтов.

Также у нас открылось новое детское пространство «Наискосок», которое нам помогал оформлять замечательный петербургский художник Никита Сазонов. Если посмотреть, как пишет Ахматова на листе бумаги, то ее строчки «поднимаются» вверх, как будто она пишет наискосок, а Бродский писал ей в письме: «Вы напишете о нас наискосок». Каждый раз, придумывая название для наших выставок и пространств, мы опираемся на наследие и цитаты Ахматовой, а в посетителях мы видим ее читателей. Хочется, чтобы у каждого был поэт-собеседник в трудную или радостную минуту.

С 20 сентября открылась выставка Николая Чирятьева под названием «Ы» в галерее «Сарай» в рамках проекта «Было – не было», куратором которого является Петр Белый. В течение года мы знакомим посетителей с современными художниками, ведущими диалог с аудиторией.

Сейчас у нас проходит выставка к 75-летнему юбилею петербургского художника Валерия Вальрана. Она продлится до 6 октября. Приглашаем на арт-медиации и групповые туры по выставке.

– Расскажите о филиале на Коломенской улице – музее Льва Гумилева.

– Еще одно пространство – мемориальная квартира сына Ахматовой Льва Николаевича Гумилева, в которой он прожил последние два года своей жизни. В этом году исполняется 20 лет, как это место стало филиалом музея Анны Ахматовой по воле его вдовы Наталии Гумилевой-Симоновской. Подлинная обстановка, единственная в городе, где практически ничего не восстанавливалось. Он ушел из жизни в 1992 году, а его жена вернулась в Москву, передав квартиру музею. В выставочном пространстве музея мы говорим о двух Гумилевых – об отце и сыне, сейчас там проходит выставка «По линии наибольшего сопротивления». Лев Николаевич ставил в приоритет разговор об отце, который был расстрелян, и его наследие во многом было забыто, и сама Ахматова говорила, что он «самый непрочитанный поэт». Настоящей радостью сына были напечатанные стихи в 1986 году к 100-летию Гумилева в журнале «Огонек».

– Сохранились ли вещи Николая Гумилева в музее?

– Очень небольшая часть вещей, потому что это сложная история о том, как и у кого они сохранялись в течение XX века. Мы открыты к сотрудничеству, если какие-то предметы появляются на аукционах, то мы за этим следим.

– Расскажите про волонтерство в музее Ахматовой.

– Мы создаем возможности для того, чтобы люди могли себя проявить. На сайте добро.ru мы размещаем вакансии. За волонтерскую помощь накапливаются баллы, что может помочь для поступления в вузы или для портфолио. В основном среди волонтеров мы видим молодежь, но сейчас все чаще приходят люди серебряного возраста, у которых есть желание чем-то помочь, и это продиктовано потребностью быть нужными обществу. На данный момент волонтеры подписывают соглашение о сотрудничестве с музеем, и далее для каждого разрабатывается своя сфера деятельности.

К музею Ахматовой всегда приходили люди, которые готовы были помогать. Сейчас у нас есть «Волонтерский центр», мы стали заниматься работой с волонтерами системно после того, как в Петербург пришла акция «Ночь музеев». Это довольно объемный проект, который требует от нас за одну ночь около 100 помощников. После его окончания у всех участников возникает желание еще и еще помогать, они приобретают полезные коммуникационные навыки и становятся частью команды музея Ахматовой.

– Какие изменения ждут музей в ближайшее время?

– Мы прощаемся с летней сценой, она будет законсервирована, также с фортепиано, которое живет у нас в саду Фонтанного дома уже шесть лет. Благодаря сотрудничеству с театром «На Литейном» мы получили еще один музыкальный инструмент. Расширяется система подкастов в рамках проекта «Радио Фонтанный дом» – первое и единственное музейное интернет-радио. Оно не имеет прямых эфиров, но есть сетка вещания и отдельный сайт, который заработал два года назад благодаря поддержке гранта Фонда президентских инициатив. В эфир мы приглашаем различных экспертов на ведение отдельных рубрик.

8 сентября в саду прошла акция памяти, где читали списки ленинградцев, погибших в блокаду. Сейчас в саду временная выставка, где размещены истории сотрудников музея, связанные с кем-то из членов их семей. Нас очень радует, что посетители музея и сада читают эти истории, а жильцы соседних домов благодарят нас за память. Идея была в том, чтобы мы читали списки тех людей, которые погибли в блокаду именно в тех домах, которые расположены вокруг Фонтанного дома.

Стараемся связать идеи и проекты музея с тем, что мы рассказываем о памяти и истории этого места, о чем вспоминала и говорила сама Анна Ахматова.

Факт: всю актуальную информацию о выставках и проектах можно найти на сайте.