Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Василий Кашин: «Новый сигнал от Путина на Западе воспримут со всей серьезностью»

Военный эксперт – об изменении ядерной доктрины РФ
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Накануне президент Владимир Путин на заседании Совета безопасности РФ заявил  об обновлении ядерной доктрины страны. Теперь «агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства, предлагается рассматривать как их «совместное нападение на Россию». Москва оставляет за собой право применить ядерное оружие при агрессии против РФ и Белоруссии, даже когда противник использует обычное оружие, но при этом создает «критическую угрозу». Наконец, Россия использует ЯО «при получении достоверной информации о массированном старте средств воздушно-космического нападения и пересечении ими нашей государственной границы». Как уточнил президент, это касается самолетов стратегической или тактической авиации, крылатых ракет, беспилотников, гиперзвуковых и других летательных аппаратов.

Политолог, директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин считает, что эти поправки напрямую связаны с ситуацией вокруг украинского конфликта и с конкретными особенностями действий НАТО в его рамках.

«Важно уточнение, что «агрессия против России любого неядерного государства, но при поддержке ядерного государства, будет рассматриваться как их совместное нападение на РФ». По сути, это именно то, что мы и наблюдаем сейчас, – указал Кашин. – Вполне своевременно и указание, что Россия использует ЯО «при массированном старте средств воздушно-космического нападения противника, включая БПЛА». Ведь удары дронов ВСУ по российским городам сейчас происходят практически ежедневно и иногда они могут носить реально массовый характер – по 150-170 единиц за ночь».

В ядерной доктрине РФ было принципиально важно защитить и Белоруссию как нашего ближайшего союзника, говорит он.
«Инструменты ядерного сдерживания вообще играют большую роль в ходе украинского конфликта. Еще в его начале на Западе всерьез обсуждались такие варианты действий НАТО, как «закрытие неба над Украиной». Именно благодаря тому, что у России есть ядерное оружие, ничего подобного не произошло, – напомнил Кашин. – Понятно, что сигналы в этой области российской политики может подавать только президент РФ. Все, что он говорил до сих пор по поводу военного противостояния, имело реально большое значение. Будем надеяться, что и новый сигнал на Западе воспримут со всей серьезностью. И с той стороны не произойдет каких-то непоправимых шагов».

Несмотря на браваду некоторых западных политиков о том, что «у России больше нет никаких красных линий», на деле там очень внимательно следят за нашей реакцией на любые их шаги.

«Никто не знает, каким будет военный ответ России на те же дальнобойные удары по нашей территории. Не факт, что он сразу же будет самым радикальным, с применением ЯО. Но само то, что он может быть именно таким, оказывает на противника определенное воздействие. Никакой уверенности в том, что мы в итоге избежим максимальной эскалации, у нас сейчас быть не может. Украинский конфликт – это вообще крайне опасный период с точки зрения будущего всего человечества», – заключил Василий Кашин.