Яндекс.Метрика
  • Сергей Ильченко

Сергей Ильченко: «Его величество артист»

Критик, профессор СПбГУ – о юбилее Олега Басилашвили
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Недавно по телевизору в очередной раз показывали телефильм Семена Арановича «Противостояние», в котором наш юбиляр сыграл следователя Костенко. И в который раз в течение нескольких часов можно было наблюдать, как гениальный артист варьирует непростую роль человека, вынужденного в буквальном смысле слова подстраиваться под множество разных людей. И каждый раз добиваться искомого результата. Вот тогда и пришла на ум мысль о том, что в этом – весь многогранный лицедейский дар Олега Валериановича.

Кого бы он ни играл – от жителя ночлежки до служителя тайной полиции, от проходимца-чиновника до мятущегося чеховского персонажа – он везде разный, но везде узнаваемый. Как будто его герои живут рядом с нами, независимо от того, «какое столетие на дворе». Артист Басилашвили давно и по праву стал символом нашего города, воплощением тех черт ленинградского интеллигента, которые вызывают и восхищение, и уважение, и сочувствие. И как здесь не вспомнить его Бузыкина, сотворенного талантами Володина и Данелии, но сыгранного так, что вот уже более сорока лет мы никак не можем не пожалеть бедного переводчика, мятущегося по жизни и по улицам нашего родного города.

Олег Басилашвили относится к той когорте мастеров сцены и экрана, которые не только желают и мечтают, но могут сыграть все, что предлагает им режиссер. Будь то Георгий Товстоногов или Эльдар Рязанов. Мало кто знает, что именно наш юбиляр в «Служебном романе» был не только негодником Самохваловым, но еще и «голосом» мужа секретарши Верочки. Слово в устах Басилашвили всегда весомо. Именно ему композитор Андрей Петров доверил чтение стихов классика во время премьерного исполнения его вокально-симфонической поэмы «Пушкин». И уж, конечно, без его роскошного Воланда с инфернальными интонациями вряд ли бы состоялся сериал Бортко по роману Булгакова.

Олег Валерианович органичен везде и всегда, даже тогда, когда он был избранником народа, и никогда не боялся и не боится высказывать собственное мнение. Он поистине король петербургской сцены и экрана (вспомним его Людовика в «Мольере»). Но такой знакомый и такой узнаваемый. За что мы и любим его величество Артиста.