Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

От Хлестакова и Бузыкина до Людовика и Воланда: Олегу Басилашвили – 90 лет

Свою первую роль актер вспоминать не любит
Фото: кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

«Не уходите, вы мне нужны!» – сказал художественный руководитель БДТ Георгий Товстоногов недовольному своей работой в театре Олегу Басилашвили. Московские театры много раз приглашали артиста на свои сцены. А Борис Ельцин предлагал ему стать министром культуры. Но петербуржец по духу, пусть и родившийся в Москве, оставался верен городу на Неве, и в 2012 году стал его почетным гражданином.

Свою первую роль Басилашвили вспоминать не любит. Но дотошные критики установили, что еще в пятилетнем возрасте он дебютировал в роли мальчика на велосипеде в популярном фильме «Подкидыш». Шел 1939 год, и до звездных ролей, прославивших его на всю страну, было еще далеко. Тем более что родители – мама известный филолог и отец, видевший его физиком и негодовавший при одном только упоминании профессии актера, – совсем не желали ему такой судьбы.

Втайне от них он подал документы в Школу-студию МХАТ и поступил туда с первой же попытки. По окончании вуза вместе с женой Татьяной Дорониной распределился в сталинградский театр и уже оттуда перебрался в Ленинград. Но и здесь нашел себя не сразу, став ведущим актером БДТ только во второй половине 60-х годов.

«У Тани были сразу главные роли. Она действительно очень хорошо играла. А я в эпизодах перебивался, даже думал, что надо уйти из театра», – делился актер.

Звездой киноэкрана Басилашвили тоже стал не сразу. Первой заметной работой была роль царского жандарма Лахновского в телесериале «Вечный зов». Потом случился «Служебный роман», где он сыграл роль самовлюбленного и не слишком порядочного человека, и стал телефонным голосом мужа секретарши Верочки.

Настоящий прорыв случился после «Осеннего марафона». Рассказывают, что роль типичного петербургского интеллигента, мечущегося между двумя женщинами, Олег Басилашвили получил благодаря случаю. Он уже собирался возвращаться после московских проб в Ленинград, но тут Георгий Данелия увидел, как неуверенно он топчется на тротуаре, пытаясь перейти дорогу. И судьба артиста была решена. Хотя по другой версии все гораздо прозаичнее. Это Елена Судакова, ассистент по кастингу, пригласила его на пробы и настояла на своем выборе.

А вот Владимир Бортко сразу знал, что снимать в «Мастере и Маргарите» будет только Басилашвили. «Для того чтобы рассказать историю, был нужен суперартист. Вот почему Олег Басилашвили», – объяснил он свой выбор.

В эти же годы артист блистает на сцене БДТ. Серпуховской в «Истории лошади» и Джингль в «Пиквикском клубе», Войницкий в «Дяде Ване» и Барон в «На дне» – такие разные и так фантастически исполненные им роли!

Фото: Максим Блохин/ТАСС

Сейчас Олег Басилашвили выходит на сцену в постановках «Палачи», «Лето одного года» и «Дядюшкин сон». И попасть на спектакли с его участием – большая удача.

Сам Олег Валерьянович широко отмечать свой юбилей не планирует и давать интервью тоже не любит. Да и к чему, если все сказано в его книгах. Поэтому процитируем Эльдара Рязанова: «Он скромен, застенчив, ему совсем не свойственна настырная напористость, он бессребреник, прекрасный муж и отец, добр, дисциплинирован, лишен какого бы то ни было самомнения, приветлив, расположен к людям», – такую характеристику дал он Басилашвили, которого однажды пообещал снимать во всех своих картинах. А что сегодня говорят об Олеге Валерьяновиче, можно узнать из рассказов тех, кто знает его и работает вместе с ним много лет.

Фото: Кадр из фильма «Противостояние»
Фото: Юрий Белинский/ИТАР-ТАСС