Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Исторический орган вернется на новую площадку Театра имени Шаляпина до конца 2024 года

Сейчас он полностью собран
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Историческому органу Концертного зала на Английской набережной – второй площадки Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина – ищут звучание. Инструмент фирмы Brindley & Foster сейчас реставрируется в мастерской компании ПСБ «Жилстрой», работы постепенно подходят к концу. Они заняли два года, и уже в конце 2024 года орган вернется домой, на Английскую набережную.

Документация – как настольная книга

Отметим, что решение о возвращении к жизни исторического инструмента приняли еще четыре года назад. Для этого пригласили специалиста из Англии.

«К нам приезжал один из выдающихся экспертов по органам в мире Уильям МакВикер. Он жил в Петербурге несколько дней, ходил в Английскую церковь – сегодня Концертный зал нашего театра – и изучал техническое состояние органа. Нужно было определиться, стоит ли тратить средства на его ремонтно-реставрационные работы, сможет ли он звучать как раньше. Уильям детально изучал трубы органа, определяя степень их сохранности. Затем он вернулся в Англию и через некоторое время прислал нам результаты своей работы – объемный документ, в котором было сказано, что орган может звучать как раньше, а значит, его стоит отремонтировать», – сказал художественный руководитель музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина Фабио Мастранджело.

«Для нас документация – это настольная книга. Мы ее придерживаемся, и в то же время у нас есть своя бригада опытных органных мастеров, которые работали с несколькими инструментами, в том числе с органом в католическом храме Ковенского переулка», – говорит заведующий кафедрой органа в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный артист России и руководитель реставрации органа Даниэль Зарецкий.

«После долгих раздумий наши специалисты взялись за работы по реставрации органа Концертного зала на Английской набережной. Сейчас окончен первый этап – восстановлены технические части инструмента, все они работают. Следующий этап – настройка звучания инструмента, к которому мы сегодня и приступаем», – рассказывает Даниэль Зарецкий.

Один из интересных моментов, которые отмечают эксперты, это возможность сохранения исторической системы работы органа.

«Сохранилась историческая система управления накачкой воздуха, в том числе колесо, которое приводилось в действие вручную, благодаря чему возникало звучание. В то время еще не было электричества, соотвественно, не было электромоторов для инструментов. Поскольку в дальнейшем орган будет использоваться не в церковных, а в концертных целях, мы приняли решение сделать двойную систему, то есть сохранить историческое управление органом, и установить современный электромотор», – сказал Даниэль Зарецкий.

Проверка Бахом

«Инструмент полностью собран. Установлены трубы, которые удалось сохранить и привести в порядок, отреставрированы все механизмы, на самом первом этапе он настроен. Затем мы должны будем аккуратно разобрать его, упаковать и вернуть, вновь собрав инструмент уже на его законном месте», – сказал эксперт.

Сейчас орган готов к возвращению на свое историческое место, говорит заместитель руководителя по производству работ компании ПСБ «Жилстрой» Михаил Желиостов.

«Тем не менее всегда приятно, когда орган, скрипка и труба задействованы в музыкальном произведении. Конечно, у нашего органа есть проблемы со строем. Мастерам понадобится приложить усилия, чтобы унифицировать этот строй», – сказала Сандра Шиндер.

По словам скрипачки лауреата международных конкурсов, концертмейстера симфонического оркестра «Северная Симфония» Сандры Шиндер, орган – удивительный инструмент, настолько всеобъемлющий и самодостаточный, что ему не нужны никакие музыкальные «помощники».

«Орган – очень сложный механизм. У него есть много особенностей, связанных с регистрами, с настройкой и интонировкой. Сейчас пока не хватает струн, поэтому сложно делать какие-либо выводы. Игра на любом органе очень индивидуальна. Тем более сейчас мы имеем дело в историческим инструментом. В этом случае все довольно далеко от некого стандарта музыкального звучания, который в наше время уже разработан. Для пробного строя органа мы выбрали Баха, так как любая его пьеса позволяет услышать и понять, как звучит инструмент», – сказала Ольга Котлярова.

По словам органиста и пианиста лауреата международных конкурсов артистки симфонического оркестра «Северная Симфония» Ольги Котляровой, пока инструмент на этапе проведения реставрации, составить полную картину о его звучании трудно.

Сегодня на инструменте уже исполнили ряд произведений, в том числе немецкого композитора, органиста Иоганна Баха.

Виталий Арсеньев/Алексей Студеникин