Ирина Шимбаревич: физики встали на колени
12 июля исполнилось 65 лет, как Олег Валерианович Басилашвили пришел в наш театр. Эта дата будет даже похлеще, чем 90 лет. Попробуйте найти такого артиста, который столько лет служит одной-единственной сцене и верен ей.
Я 46 лет наблюдаю Олега Валериановича в нашем театре. Очень люблю, уважаю и почитаю его, тесно общаюсь. Он восхищает меня своим желанием жить, способностью удивляться, помогать людям.
Но первое и самое главное, что надо сказать: Олег Валерианович – выдающийся товстоноговец. У него огромный диапазон. Он и комедийный, и драматический, и трагический актер. Я до сих пор помню интонации его Дяди Вани, князя Серпуховского в «Истории лошади» или Людовика в булгаковском «Мольере». Когда он выходил на сцену, все вокруг просто сияло.
Я помню все роли, которые он сыграл и продолжает играть сегодня. Для меня одна из самых любимых – это роль Нильса Бора в спектакле «Копенгаген» в постановке Темура Чхеидзе. Сыграть нобелевского лауреата мог только артист, чей масштаб соразмерен масштабу этого ученого. Басилашвили достиг в этой роли немыслимой, невероятной высоты. Это одна из самых выдающихся его ролей. Когда спектакль показали в Силиконовой долине США, физики встали перед ним на колени.
Олег Валерианович может быть совершенно разным в разных спектаклях и в разных ролях. Но везде он, интеллигент и большой книгочей, остается одним из самых интеллектуальных актеров нашего театра.