Театру музыкальной комедии – 95 лет: как оперетта помогала пережить блокаду
Отсчет своей истории Театр музыкальной комедии начал 17 сентября 1929 года. Тогда он располагался в Народном доме, а на Итальянскую,13, перебрался только в 1938 году. Но вся жизнь театра, расположенного в одном из самых красивых мест Петербурга, всегда была связана с нашим городом, который он не покидал даже в годы тяжелейших испытаний.
Личная история
Руководитель литературно-драматургического отдела Музкомедии Марина Годлевская ребенком пережила всю блокаду. Она навсегда запомнила висящие над городом дирижабли, заледеневшие на путях трамваи и столярный клей, из которого дома делали похлебку.
Удивительно, но тогда же у нее родилась любовь к музыке. Началась она с двух оперных пластинок бабушки-итальянки. «Мы слушали их во время бомбежек всю блокаду. В бомбоубежище не спускались никогда – как только объявляли воздушную тревогу, бабушка заводила патефон», – вспоминает Марина Годлевская.
После войны, когда она уже окончила театральный институт, ей позвонил режиссер Михаил Дотлибов и предложил место заведующей литературной частью в Музкомедии. И хотя с жанром оперетты она была знакома плохо, уважение к единственному коллективу, проработавшему всю войну в осажденном городе, перевесило. Более того: именно Годлевская, для которой блокада стала очень личной историей, стала инициатором создания в театре музейной экспозиции, посвященной подвигу артистов в годы войны.
Создавали ее буквально всем миром: в театр приходили его преданные поклонники и приносили памятные для каждого вещи – программки, фотографии и документы, радио военного времени и даже пудреницу для грим-уборной.
«Случай, когда театр во время большой войны оставлен в городе, беспрецедентен. Сделано это было для того, чтобы поддержать дух ленинградцев, подарить жителям и фронтовикам минуты отдыха и веру в грядущую победу. И я считала своим долгом увековечить память о людях, которые, несмотря на голод, холод и бомбежки, каждый день выходили на сцену. Это святое дело», – говорит она.
Островок радости
«Только представьте: все творческие коллективы эвакуируют вглубь страны. А артисты Музкомедии, скинув перед выходом на сцены шубы и ватники, выходят к публике в легких платьях. И, обмахиваясь веером, как можно убедительнее вздыхают: «Ах, как тут жарко!» И это в то время, как температура в зале не поднимается выше минус восьми градусов», – эмоционально рассказывает Марина Годлевская.
Занавес открывался даже зимой 1941/1942 гг., когда в городе за сутки умирали до 40 тысяч человек. А в репертуаре не было ни одной замены. Если артист не приходил на спектакль, это, как правило, означало его смерть.
Всего за время блокады театр выпустил 15 премьер, в их числе две военные оперетты – «Лесная быль» и «Раскинулось море широко», на премьеру которой пришел почти весь состав Балтийского флота. Очевидцы вспоминают, что билеты на спектакль вручали вместе с орденами.
В годы Великой Отечественной войны Музкомедию называли «островком радости». А благодарные блокадники до сих пор признаются, что оперетта, пусть и ненадолго, помогала им забыть об ужасах войны.
Кстати, в прошлом году спектакль «Раскинулось море широко» был переосмыслен и возобновлен. Его успех как у публики, так и у специалистов стал не менее громким, чем в военные годы. За создание музыкального памятника жителям блокадного Ленинграда оперетта была удостоена Специального приза экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Мужество артистов
Только за первый год блокадно-фронтовой жизни театр выпустил шесть премьер. Всего же за годы войны было осуществлено 15 постановок. В это время в труппе числился 291 сотрудник, от голода и на фронте погибли более 100 человек. В театре даже был создан морг для умерших артистов и зрителей.
«Идет обстрел, люди вскакивают с мест. А Александр Александрович Орлов, или, как все его звали, дядя Саша, говорит: не волнуйтесь, мол, ничего страшного, только стекла лопнули. У артиста Николая Радошанского так опухали ноги, что он не мог двигаться и постоянно находился в театре.
Мужество артистов вообще не имело аналогов. У потрясающего артиста и человека Александра Масленникова погибли на войне два сына. Он не мог сказать об этом своей больной жене и сам писал ей письма от их имени. А когда пришла похоронка на последнего, третьего сына, он должен был выйти на сцену и «смешить» зрителей в героическом спектакле «Лесная быль». И он это сделал. «Разве все это не подвиг?» – задает риторический вопрос Марина Годлевская.
Славная история
В день 95-летия Театр музкомедии вновь перелистает страницы своей славной истории. И покажет публике концерт, в который вошли фрагменты из самых известных постановок прошлых лет, а также военные песни, ставшие золотым фондом советского и российского музыкального театра.
Традиция отмечать концертом самые важные для петербуржцев даты существует в театре уже давно. Трижды в год – в день начала блокады и в День полного освобождения города от фашистской блокады, а также в День Победы в Музкомедии дают общедоступные концерты. Их главными гостями становятся блокадники и ветераны, которые приходят в театр вместе со своими детьми и внуками.
«Эти концерты, как лакмусовая бумажка, показывают внутренний градус нашей труппы. А когда в заключение концертов звучит песня «Ладога», вместе с артистами стоя ее поет весь зал», – говорит директор Театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф.
К празднику, который Музкомедия готовит к 17 сентября, театр подходит с особой ответственностью. В отличие от предыдущего юбилея, он не будет делать гала-концерт, состоящий из фрагментов лучших оперетт и мюзиклов. «Сейчас мы решили посвятить свое выступление той славной странице, которая есть только у нашего театра, – это его работа в блокаду. Мы хотим вспомнить о том, что дорого нам, более старшему поколению, и что очень важно для молодежи», – объяснил идею Юрий Шварцкопф. Он подчеркнул, что свой концерт, в котором примут участие лучшие артисты театра, они посвятят нашему городу, ставшему примером мужества и стойкости на многие лета.
Секрет молодости
«Театр музыкальной комедии – это подлинное достояние Петербурга. Жанр оперетты и мюзикла только называется «легким». На деле это огромный труд поколений выдающихся артистов – настоящих мастеров, сочетавших все артистические таланты», – отметил губернатор Александр Беглов.
В Музкомедии шутят: в контексте всемирной истории 95 лет – это юность. Здесь уверены: именно артисты оперетты знают, как сохранить молодость в сердце и душе. Секрет прост: это прекрасная музыка, острая шутка и веселый смех.
По словам председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Федора Болтина, к солидной юбилейной дате Театр музыкальной комедии пришел в хорошей форме. И уже сегодня закладывает те основы, которые позволят коллективу достойно встретить столетний юбилей.
«Театр представляет собой живой организм, чутко реагирующий на меняющуюся обстановку в мире. А план премьер, намеченных на новый сезон, отличается разнообразием названий и вниманием к традициям», – отметил Федор Болтин.
Он особо выделил социальную политику театра, напомнив, что тот одним из первых присоединился к новой губернаторской программе «Серебряный возраст» и регулярно проводит мероприятия для этой категории зрителей.
«95 лет – это огромное событие. Пока чуть-чуть не хватает до столетия. Но именно сейчас мы закладываем ту основу, которая в эти ближайшие пять лет позволит театру встретить его вековой юбилей в масштабном и обновленном формате, но сохраняя при этом свои уникальные традиции», – подчеркнул Федор Болтин.
Ну а первой премьерой 96-го сезона станет мюзикл «Капитанская дочка» Андрея и Ольги Петровых, посвященный юбилею Пушкина. Спектакль покажут 26 сентября.