Дмитрий Панов: «Настало время приступить к нужной для нашей образовательной системы оптимизации сроков обучения»
На этой неделе в средствах массовой информации появилось заявление помощника президента России Владимира Мединского о необходимости сокращения сроков обучения в школах и университетах нашей страны.
«Время диктует сокращение продолжительности среднего образования, то, что у нас 11 лет – это непозволительная роскошь. Будто мы живем с вами в XIX веке. Оно должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться», – сказал Мединский.
Очевидно, что за последние несколько десятков лет резко ускорились темпы современной жизни. И в первую очередь это произошло из-за глобального упрощения доступа к информации, а также повышения скорости ее усвоения. Появление новых цифровых технологий, нейросетей и широкого доступа во всемирную Сеть, вместе с гаджетами для общения, поиска и обмена информацией, предоставляет современным школьникам и студентам несопоставимые с предыдущими периодами развития образования возможности.
Следствием эволюции образования является непрекращающийся рост числа олимпиадников – выпускников российских школ, которые в дальнейшем поступают на бюджетные места в университетах без вступительных испытаний.
Все это дает основания полагать, что именно сейчас, в период макроэкономических и геополитических вызовов, настало время не только задуматься, но и незамедлительно приступить к такой нужной для нашей образовательной системы оптимизации сроков обучения. Она может быть возможна как в школьном образовании, за счет более рационального распределения предметов и программ, так и в высшем университетском образовании – за счет более специализированного, практико ориентированного обучения, соответствующего текущим потребностям российской экономики.
Эти решения позволят в обозримой перспективе не только выпускать образованных, умных и заинтересованных в скорейшем трудоустройстве специалистов, но и сформировать новый подход к системе образования, основанной на принципах рациональности, цифровизации и адаптивности к постоянно меняющимся вызовам современности.