«Считаю лавру духовным центром Петербурга»: епископ Кронштадтский Вениамин рассказал, как реставрируется старейший монастырь города
– Владыка Вениамин, расскажите о своей семье и о том, как вы пришли к вере.
– Мой отец был военным, а мама – медик. Они замечательные люди, и я очень им благодарен за возможность выбрать тот путь, который был мне близок.
Учился я в обычной советской школе. С малых лет ходил в храм, потому что душа лежала к вере. Причем в нашем селе не было действующей церкви, приходилось идти несколько километров до соседнего поселка.
Затем учился в духовном училище в Саранске. На втором курсе понял, что хочу быть монахом и священником. Помню, как мама переживала, когда я сообщил, что выбрал строгий монашеский путь. Но отец сказал, что, если решение принято, надо сделать все, чтобы мое служение принесло достойные плоды.
После принятия монашества я хотел уйти в небольшой, удаленный от мира, монастырь. Бог определил иначе. В духовном училище меня назначили проректором по воспитательной работе. Постоянно общался с людьми.
– Как вы отдыхаете?
– Времени для этого почти нет. А так очень люблю читать. Особенно историческую литературу о дореволюционной эпохе. А сейчас вот изучаю интересный труд про Ленина.
– Прошел уже год с момента вашего назначения наместником лавры. Насколько сложно управлять столь значимым духовным центром?
– Для меня это назначение было очень неожиданным. Я всю жизнь прожил в Мордовии, принял там постриг, священный сан, служил архиереем. Но Бог управил мой перевод сюда, на совершенно новое для меня место служения. В этом вижу прежде всего Промысел Божий.
Петербург всегда был особым городом, и люди тут особые, непростые. Однако, прибыв сюда в качестве наместника лавры, имея определенный статус и свои сложившиеся культурные предпочтения, свои подходы к духовной жизни, я встретил доброе отношение, поддержку и понимание.
Считаю лавру духовным центром Петербурга. Конечно, для монастыря нетипично находиться в столь многолюдном месте, в сердце мегаполиса. В таких условиях становишься более ответственным за народ, который Господь вверил тебе.
А для меня важно быть настоящим пастырем, примером. Мы должны быть открыты, чтобы через духовный мир лавры пропустить многих и по возможности вложить частичку благодати в сердце каждого человека.
Если говорить о братии, то многие монахи лавры придерживаются строгих правил, несмотря на городскую суету, – она им совсем не мешает. Подвижники, молодцы, несут свое служение по-монашески достойно, потому что в душе все спокойно. В настоящее время в лавре 65 монахов, не считая послушников и трудников.
Есть известное выражение: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Я сам принял устав и правила лавры. Конечно, со временем что-то меняю. Это касается молитвенных правил например.
Считаю себя довольно креативным, провожу и принимаю участие в различных мероприятиях, конференциях. Посещаю школы и университеты, общаюсь с ребятами. Братия вливается в эту работу, мы семья, и должны во всем действовать вместе.
Недавно, например, учредили ежегодную научно-практическую конференцию «АлександроНев ские чтения». В ней принимают участие представители Синодального отдела по образованию и катехизации, университетов города, насельники монастыря, члены Александро-Невского братства и клуба кавалеров ордена Александра Невского, историки, богословы, специалисты в сфере образования. Темы разные – говорим о семье, духовно-нравственных ценностях.
У лавры есть два скита, в которых мы хотим наладить фермерское хозяйство. Этим начал заниматься еще прежний наместник епископ Кузнецкий и Никольский Назарий. Вообще, он проделал колоссальную работу, очень ему благодарен. Лавра – это ведь не только монастырь, но и архитектурный комплекс, и большое хозяйство.
Слава Богу, у нас слаженная команда, которая работает как часы. Идет реконструкция храмов и помещений. При монастыре открыты духовно-просветительский и паломнический центры, музей. Работает сыроварня, печем хлеб.
– Расскажите, пожалуйста, как продвигается реставрация лавры?
– Это очень хлопотное направление. От фундамента до крыши идет полная реставрация.
Надеюсь, работы завершатся к 2027 году, но это неточно. Пока все идет по плану. Напомню, что Троицкий собор, несмотря на реставрацию, продолжает работу и открыт для прихожан.
– Подобной комплексной реставрации лавры не проводилось никогда.
– Важно, что нам вернули Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры, где сегодня находится рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. В этом большая заслуга митрополита Варсонофия и епископа Назария. Благовещенский храм – первое каменное строение лавры, отсюда она, можно сказать, начиналась. Поэтому он так важен для нас.
В 2024 году в Благовещенской церкви мы отслужили первую литургию за 100 лет. К слову, в полу нижнего храма там покоятся останки Александра Васильевича Суворова и других славных сынов и дочерей нашего Отечества. Мы чтим их память.
А сегодня мы помогаем участникам спецоперации – ходим в госпитали, навещаем раненых бойцов. Проводим в лавре много мероприятий для выздоравливающих и их родственников.
Собираем на Пасху и Рождество подарки для детей военнослужащих. Собираем гуманитарные грузы для тех воинов, что находятся на передовой. Отправляем церковную утварь и необходимые средства церквям и монастырям на освобожденных территориях.
Поддерживаем и людей, которые были вынуждены переселиться из Курской области. Для победы нам всем необходимо сплотиться и быть единым народом.
Подводя итог, можно сказать, что в лавре все потихоньку возвращается в состояние, которое было до революции. Так и должно быть. Это же святыня для народа, люди должны иметь возможность свободно прийти сюда, помолиться и порадоваться, получить утешение.
Двадцать четвертого августа 2023 года решением Священного Синода епископ Вениамин был назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, викарием Санкт-Петербургской епархии с титулом «Кронштадтский».
Александро-Невская лавра была основана в 1713 году императором Петром I.