Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Подводные археологи рассказали «Петербургскому дневнику», что скрывает водная гладь Ладожского озера

Нынешним летом на его дне было обнаружено судно XIX века, которое предположительно могло погибнуть во время шторма
Фото: Сергей Куликов

«Каждое погружение – это приключение и настоящая серьезная работа. Надо быть готовым ко всему», – признался научный сотрудник Центра подводного археологического наследия Института археологии Российской академии наук Айвар Степанов.

Этим летом такой работы было немало. Но результат того стоил. На дне Ладожского озера подводные археологи обнаружили судно
XIX века.

Утраченный звон

Началась эта история еще несколько лет назад, когда одно из дайверских сообществ задумало проект «Утраченный звон».

Его участники ставили своей целью отыскать колокола Валаамского монастыря, утраченные накануне Великой Отечественной войны.

За время исследований удалось обнаружить несколько затонувших судов, автомобили ГАЗ и множество более мелких артефактов конца
XIX – первой половины XX века. И вот – новая находка – старинное судно, которое нашли на глубине 34 метра.

Раковина и дельфин

«Это пароход 25 метров в длину, 5 метров в ширину. Мы предполагаем, что он использовался в качестве транспорта для перевозки паломников, которые стремились посетить Валаамский монастырь», – уточнил Айвар Степанов.

Название судна установить не удалось. Да и над его предназначением поломали голову. Ясность внесли изображения на носовой части. На сохранившемся барельефе удалось разглядеть рисунок раковины морского гребешка, который всегда использовался паломниками, и изображение дельфина – им моряки украшали древние карты.

Корпус корабля оказался сильно разрушен. Возможно, из-за того, что был окутан сетями рыболовных траулеров и долго находился
под водой. Специалисты предположили, что судно погибло на рифе и во время шторма ушло под воду.

Капсула времени

«В Ладоге очень холодная вода, и на глубине можно находиться только ограниченное время. 10-15 метров – уже ночь. А на 35 метрах – ночь-ночь», – говорит дайвинг-инструктор Павел Юдин.

Погружались так: в одной руке фонарь, в другой – рулетка. Все надо было делать очень быстро, и главное – понять, что можно поднять на сушу, а что лучше оставить под водой для большей сохранности ценных артефактов. Особенно это касается деревянных предметов интерьера.

«У нас действует принцип: «Если ты не уверен, что сможешь сохранить вещь, то лучше ее оставить на дне», – объясняет координатор проекта Сергей Куликов и резюмирует: – Само судно – «капсула времени», которая телепортирует вещи из другой эпохи».

Скрупулезные исследования

О тщательности поисков свидетельствует такой факт: по традиции один из участников проекта, чтобы умилостивить подводных богов, бросил в озеро монету, а другой дайвер во время одного из погружений нашел ее.

«Это, конечно, редкий случай. Но он показывает, с какой скрупулезностью мы исследовали судно», – поделился Павел Юдин.

Предметы, которые дайверы обнаружили внутри корабля, позволили предположить, что судно прибыло из Швеции или Финляндии. На это указывают кирпичи с клеймом шведской фирмы Hoganas, которая выпускала их с 1830-х по 1920-е годы. Также на поверхность были подняты несколько стеклянных бутылок, глиняная посуда грубой работы. Все артефакты передадут в музей.

Обнаруженный корабль относят ко второй половине XIX века – переходному периоду от парусных судов к пароходам.

«Построен он был наверняка еще в XIX веке, а затонуть мог уже в XX столетии», – говорит Айвар Степанов.

По словам Сергея Куликова, найденное судно представляет собой интересный объект. Ответ на вопрос, какие оно хранит тайны, будут искать уже на земле.

А изучение Ладоги, на дне которой покоится еще много нераскрытых тайн, будет продолжено.