Яндекс.Метрика
  • Анастасия Белогурова

В Петербурге открылась выставка «Вклад Узбекистана в освобождение Ленинграда»

Она проходит в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда
Фото: Анастасия Белогурова

В Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка архивных фотографий национального агентства «Узархив» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан «Вклад Узбекистана в освобождение Ленинграда».

«Выставка наглядно предоставляет информацию об узбекистанцах, вставших на защиту Ленинграда в годы войны, погибших на полях сражений, а также об эвакуированных в Узбекистан жителях блокадного Ленинграда. Мероприятие проходит в рамках культурно-просветительского проекта «Народы СССР в освобождении Ленинграда», – рассказала куратор акции, специалист по проектной работе отдела специальных проектов и связей с общественностью Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Надежда Добрянская.

На каждой фотографии – маленькая история больших людей

Подобные мероприятия – это возможность вспомнить о героизме тех, кто боролся за свободу и независимость народов великой страны. На территории Узбекистана не было боев, но после начала Великой Отечественной войны жители Узбекской ССР делали все, чтобы приблизить победу.

«Победа над фашизмом является достоянием в истории наших народов. Узбекистан, безусловно, внес большой вклад в ее достижение. Узбекистан не только поставлял на фронт солдат, вооружение и продовольствие, он также стал приютом для миллионов эвакуированных советских граждан», – прокомментировал генеральный консул Республики Узбекистан в Санкт-Петербурге Абдурахмон Махмудов.

Победа – это вклад каждого человека: кто-то отдал свою жизнь за тысячи километров от родного дома, а кто-то подарил возможность прожить эту жизнь ребенку, прибывшему из блокадного города. На каждой фотографии, представленной на выставке, запечатлена маленькая история больших людей.

«Мы занимаемся народной дипломатией. И я уверен, что она держится на очень мощных ресурсах: на ресурсе человеческих отношений, на уважении, на доверии и, естественно, на доброй памяти. С момента учреждения нашего центра, созданного по инициативе нашего президента, особое внимание мы уделяем именно исторической памяти», – рассказал директор Центра народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане Кабулжон Сабиров.

С 2019 года Центр народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане проводит выставки, на которых демонстрируются рассекреченные документы и фотографии, предоставленные национальным агентством «Узархив» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Каждый год уникальные архивные материалы демонстрируются как в Ташкенте, так и в городах бывших союзных республик.

«Мы говорим о войне. Это человеческие судьбы, это горе матерей, отцов. Это несравнимая ни с чем трагедия советского народа. И мы хотим, чтобы эту память знало молодое поколение, потому что тогда они будут ценить мир», – уверен директор Центра народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане, Кабулжон Сабиров.

Оказаться внутри времени

Также киноархив Национального агентства «Узбеккино» подготовил для демонстрации художественные фильмы.

Первым фильмом стал «Ты не сирота» 1962 года, режиссер Шухрат Аббасов, о кузнеце Шоахмеде Шомахмудове и его жене, усыновивших в войну и воспитавших четырнадцать осиротевших детей разных национальностей.

Второй фильм – «Ленинградцы, дети мои» 1980 года режиссера Дамира Салимова. Действие картины происходит в 1942 году, когда из блокадного Ленинграда и прифронтовых городов эвакуируются в Среднюю Азию тысячи осиротевших детей. Им дают приют в узбекских семьях, в детских домах.

«В моей памяти навсегда остался документ, датированный 1942 годом. Это постановление комиссии по усыновлению, в котором пишут: прибыло десять вагонов из Ленинграда, дети уставшие, больные, голодные. Это просто так нельзя прочесть, я будто бы находился в этом времени. Я чувствовал, как это было страшно: некоторые дети, приезжая, не знали своих имён и фамилий. Им тут же давали узбекские имена. Сегодня тяжело представить, что можно оторвать от семьи ребенка, отправить в неизвестность в незнакомую страну», – делится впечатлениями от ознакомления с архивными материалами директор Центра народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане Кабулжон Сабиров.

Чужих детей не бывает

Однако эвакуация была реальностью.

В годы Великой Отечественной войны не только Узбекистан стал новым домом для многих тысяч детей, с трудом вывезенных из блокадного города. Чем дальше от линии фронта – тем лучше. Пусть и в неизвестность, главное, чтобы выжили.

«Стоит вспомнить подвиг матерей-черкешенок из аула Бесленей, приютивших ленинградских детей, которых везли уже на умирание», –  вспоминает другой пример эвакуации доктор педагогики, выдающийся общественный деятель Северной столицы, соучредитель и член совета общественного движения «Вечно живые» блокадница Ирина Зимнева.

Детей вывезли из Ленинграда в августе 1942 года. Их отослали подальше от войны, но в Армавире на эшелон налетели немцы и разбомбили его. В живых осталось около ста детей, которых повезли в Теберду на лошадях. Все были страшно голодные, исхудавшие, больные.

«Мухи садились на еще живых детей, как на трупы. И женщины из аула Бесленей остановили этот обоз и сказали: «Вы же их всех угробите – оставьте их у нас!» Дети остались, но после к аулу подошли немцы. А что такое приютить ленинградских детей? Там было много евреев. Погибли бы все, если бы это вскрылось. Старейшины аула приняли решение расписать детей по домовым книгам как своих собственных. За полгода, пока немцы были в ауле, никто из захватчиков не узнал, что там были не черкесские дети. Многие же были белобрысые: голову мазали сажей и говорили – из угла не выходи, сиди там», – рассказывает Ирина Зимнева.

Пусть говорили по-черкесски, дети понимали. А уехавшие в Узбекистан понимали по-узбекски. Невольно выучишь.

Война закончилась: у кого-то из детей родители погибли на фронте, у кого-то умерли во время блокады, а чьи-то исчезли в эвакуации. Детей оставили, потому что не чужие: ведь кому-то дали имена, а кого-то и вовсе выкормили.

«Когда семья Шомахмудовых пошла на вокзал, чтобы взять под опеку очередного ребенка, что-то случилось, и они опоздали. Пришли последними, всех детей разобрали. Остался один трёхмесячный мальчик. Их уговаривали, что не стоит его забирать: грудной ребенок, его легко потерять. Но жена Шоахмеда Шомахмудова настояла. Родных детей у них не было. Но, когда они привезли малька в свой дом, свершилось чудо – у жены появилось молоко», – рассказывает директор Центра народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане Кабулжон Сабиров.

Именно в подобных поступках, в том числе запечатленных на архивных фотографиях, кроется настоящее милосердие и гуманизм.