Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Музее Фаберже открылась выставка «На свет из темноты»

Одного из самых титулованных художников-ювелиров Ильгиза Фазулзянова
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

«Самое важное – это идея», – утверждает Ильгиз Фазулзянов.

И объясняет: его цель – создать такую атмосферу, которая могла бы полностью погрузить человека в искусство. Тогда и увиденное на выставке будет восприниматься по-иному.

Взгляд философа

Ильгиз Фазулзянов – не просто ювелир и художник, он еще и большой философ. Даже название выставки имеет свой подтекст.

«Ночью включаешь лампочку, и бабочки рвутся к свету, хотя понимают, что погибнут. Я считаю, что этот выход из темноты – о пространстве внутри каждого из нас, где все замерло в ожидании света. Нам стоит только его принять и жить, освещая собой окружающий мир», – объясняет он.

В одной из витрин – отцветающий лотос, от прежней красоты которого практически ничего не осталось.

«Я долго думал, из какого материала сделать эту брошь. А потом понял – только титан создаст нужную фактуру. И оставил надежду – стебель в воде, который даст новую жизнь», – делится деталями замысла художник.

Рядом – брошь-одуванчик, который под порывом ветра уже утратил свою нежную красоту.

«Почему здесь только половинка одуванчика? Потому что подул ветер, и те, кто боится трудностей, куда-то разлетелись. А мы остались здесь. Одуванчик для меня – российский цветок. Про это моя история», – размышляет Ильгиз Фазулзянов подобно авторам знаменитых японских хокку.

Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

«Король эмалей»

Сделать свои мысли визуальными – задача непростая. Тем более в ювелирном искусстве, где много символов и знаков.

«Мне всегда хотелось передать человеческую мысль. Почему художники в своих картинах могут это делать, а в ювелирных изделиях нельзя?» – задает риторический вопрос художник.

Ответ на него давно уже дали главные музеи мира, включая Московский Кремль, где хранятся работы Ильгиза, звание «король эмалей» и награды международных конкурсов.

«Здесь представлено около 100 произведений современного ювелирного искусства. Символично, что экспозиция развернулась в Шуваловском дворце, хранящем наследие выдающегося ювелира Карла Фаберже», – отметил вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский.

Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Отражения зрителя

Арт-директор мастера из Казани Диана Абрамова-Варюхина рассказала, что эта выставка готовилась более двух лет.

Сейчас она расположилась на двух этажах Музея Фаберже. На первом – украшения, помещенные в стеклянные колонны так, что рассмотреть их можно со всех сторон. На втором этаже – восьмиметровая ювелирная инсталляция «Цель», посвященная исчезновению редких видов животных.

Центральная экспозиция – ювелирный арт-объект в виде двухметрового солнечного диска, на свет которого вот-вот вырвутся из своих витрин десятки бабочек. Внутри одной из них – знаменитый испанский храм Саграда Фамилия, который напоминает нам о важности и хрупкости семейных ценностей.

«Уникальная техника, совершенно неподражаемая манера исполнения ювелирных изделий и то количество оттенков, которое используется, вызывают у всех специалистов изумление», – отметил председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Болтин.

Сам художник говорит, что любимых работ у него нет. Они все для него как дети.

«Я надеюсь, что посетители, пришедшие на выставку, увидят в каждом произведении что-то свое. Потому что искусство – это прежде всего отражение самого зрителя», – резюмирует Ильгиз Фазулзянов.