Как изучать ХХ век по биноклю и «пирожку»: в Музее политической истории открылась выставка, которая в этом поможет
Новая выставка «От Сталина до Брежнева» открылась в стенах Музея политической истории. Тридцатилетие с 1950-х до начала 1980-х годов граждане нашей страны оценивают по-разному, молодежь порой знает только про культ личности и про застой. Свои представления о лидерах тогдашней поры – не только генеральных секретарей, но всей их когорты – черпают из учебников, фильмов и анекдотов. Но есть и другой путь: его придумали сотрудники музея.
Платье Нади Леже
Они разыскали личные вещи руководителей той поры, собрали из них специальную выставку и украсили ее официальными портретами вождей, которые в то время охотно изготавливались художниками-соцреалистами. Получилась двуплановая экспозиция, в которой сочетались сразу и официоз, и семейные реликвии. И хотя выставка получилась небольшой, но у людей старшего поколения она вызовет ностальгию, а каждый экспонат потянет за собой цепочку воспоминаний.
Например, котиковый пирожок Алексея Косыгина… Председатель Совета министров СССР носил шапку несуразной формы, но из очень дорогого материала. Престижнее морского котика был тогда только пыжик. И вообще: по головному убору можно было определить тогда ранг чиновника, писателя, ученого (примерно как в царской России имела место меховая дифференциация воротников).
Советским чиновникам не пристало носить заграничные вещи, но у некоторых они были.
«Единственной женщиной на политическом олимпе СССР была Екатерина Фурцева, министр культуры, – рассказал ведущий научный сотрудник музея Александр Смирнов. – Платье для нее сшила Надя Леже, французский модельер, жена известного художника, урожденная Ходасевич…»
У писателя Сергея Довлатова была, как известно, куртка Фернана Леже. Но это уже другая история.
Черное платье со стразами появилось в коллекции музея благодаря известному телеведущему Виталию Вульфу. Он был хорошо знаком с дочерью экс-министра, хотя та проживала в Испании. И они договорились, что в ближайший приезд на родину Фурцева-младшая передаст платье музею.
Пасхальное яйцо коммуниста
Сотрудники музея проделали титаническую работу, разыскивая потомков советских бонз и уговаривая их пожертвовать музею семейные реликвии. Но были и вознаграждены – не только вещами, но и новыми сведениями. К примеру, семья Маленковых подарила несколько философских книг из домашней библиотеки и раскрашенное деревянное пасхальное яйцо. Что заставило по-иному взглянуть на пламенного коммуниста, которому, оказывается, были не чужды религиозные воззрения.
Эпоха Никиты Хрущева представлена на выставке строгим костюмом (ботинок, к сожалению, нет) и тельняшкой. А еще – биноклем. Два последних дара – презент от команды турбоэлектрохода «Балтика». Здесь подарок интересен еще и отсылкой к событиям, в ходе которых генсек совершил плавание на турбоэлектроходе. Рейс на лайнере из Калининграда в Нью-Йорк окрестили «маршрутом дружбы», и его итогом должно было стать потепление отношений между двумя сверхдержавами. Получилось, однако, то, что получилось: успешно добравшись до места, на ХV сессию Генеральной Ассамблеи ООН, Никита Сергеевич исполнил шоу с ботинком, что запустило цепь исторических событий. Команда корабля рассказывала, что Хрущев якобы рассмотрел в бинокль американские подлодки, следующие за кораблем, и был этим не очень-то доволен. А не было бы при нем бинокля – может, и итог поездки получился бы другим.
Подарочное время
«Подарки от простых граждан руководителям страны – очень распространенное явление, – говорит Александр Смирнов. – Для подарков Сталину был создан специальный музей с 10 тысячами экспонатов и еще более обширными фондами. После закрытия музея экспонаты распределили по разным городам. У нас, например, есть ковер 4 на 6 метров, на котором вышита железнодорожная карта России и Сталин с Кагановичем на ее фоне».
Ковер на выставку не попал, но через месяц ее – в обновленном и расширенном виде – планируется открыть снова. Об этом заявил директор музея Сергей Рыбаков. Вот тогда найдется место и ковру, и косовороткам Хрущева, который, как известно, предпочитал эту крестьянскую рубашку строгим городским. А пока можно полюбоваться на коврик с портретом Маленкова и кувшин с изображением Брежнева – подарком узбекских гончаров. Сергей Рыбаков посетовал, что жители России не очень-то внимательно изучают историю упомянутого тридцатилетия, хотя в нем заложена динамика развития страны и те моменты, которые привели к ее краху. Поэтому и появилась выставка, которая будет интересна для всех поколений.