Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Эксперты высказались по поводу закона о медосвидетельствовании пожилых водителей

Госдума рассмотрит его этой осенью
Фото: FRANK HOERMANN / SVEN SIMON / ТАСС

Этой осенью Государственная дума РФ рассмотрит закон о медосвидетельствовании водителей старше 80 лет. Насколько такая мера необходима? Об этом поспорили эксперты «Петербургского дневника».

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, руководитель фракции «Единая Россия» Павел Крупник:

С годами теряются навыки вождения, ухудшаются реакция и зрение. Никто не против, чтобы люди в почтенном возрасте садились за руль: я сам знаю таких водителей. Но неужели им так трудно будет проходить медкомиссию не раз в десять, а раз в пять лет? Медцентров у нас много, на любой вкус. Да, за это придется платить. Но это не разорение. Разорение – поцарапать свою или чужую машину, а потом три месяца ждать подвоза деталей.

Я знаю, о чем говорю: мой папа сел как-то за руль, отвыкнув от нашего дорожного хаоса, и врезался так, что мама вылетела через лобовое стекло, а потом на этой почве у нее развилась онкология… А хаоса меньше не становится. Таксисты и водители маршрутного транспорта – это в основном приезжие. Да, у них у всех есть водительские права. Но получены они не в мегаполисе, а в тихом южном городе, где нет ни больших развязок, ни колейности, ни, кстати, гололеда...

Культура вождения, к сожалению, неуклонно снижается. Любому водителю опасны стрессы, а уж тем, кому за семьдесят, – в особенности. Эта мера предлагается в первую очередь для того, чтобы обезопасить самих водителей. Хотя о людях вокруг тоже следовало бы подумать: молодой водитель, скорее всего, успеет среагировать на мальчишку, который внезапно выбежит на проезжую часть, а сумеет ли это пожилой?

Проблемы со здоровьем, которые вскрываются внезапно, бывают, конечно, и у молодых людей. Но любая статистика подтвердит, что инфаркты и инсульты чаще происходят у людей старше семидесяти. Сделать более частые осмотры обязательными нужно еще и потому, что многие люди упорно не желают признавать проблемы со здоровьем. И это общая беда и молодых, и пожилых. Я знаю людей, которые категорически отказываются идти к наркологу и психиатру, хотя их алкоголизм заметен всем, даже случайным знакомым. «Что? Я наркоман? Или алкоголик? Да быть этого не может!» – говорят они. И то же самое скажет человек с уставшей психикой: «Я не могу водить машину, потому что у меня ослабела реакция? Да не говорите вы ерунды!» И к врачу он не пойдет. Значит, надо заставить. Отучили же мы людей курить в кафе. А ведь сколько возражений и криков было о том, что попираются гражданские права. Приучили пропускать на зебре пешеходов? А в 1990-е годы это никому бы и в голову не пришло.

Да, основное количество ДТП все равно происходит по вине молодых водителей – просто потому, что их больше. Многие, увы, злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Но если пьяный за рулем осознает, что совершает преступление, что он может быть наказан, причем очень жестко, то пожилой нездоровый водитель ничего этого не осознает. Потому что формально он никакое преступление не совершает. В результате выпивший гражданин, быть может, подумает и поедет на такси, а пожилой сядет за руль, несмотря на проблемы со здоровьем, и сможет спровоцировать серьезную аварию.

Ведущий специалист Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга Дмитрий Попов:

Есть люди, которым уже к 25 годам физические кондиции не позволяют управлять транспортным средством. Поэтому такой подход – опираться на цифры, а не на состояние здоровья, – кажется мне в корне неверным.

К счастью, в правительстве уже лежит на столе проект закона, который сильно поправит ситуацию с медицинскими кондициями водителей. По задумке авторов, базы медицинских учреждений будут взаимодействовать с базами ГИБДД. Это означает, что водитель, получивший травму, например перелом руки, будет автоматически ходить с недействительными правами, пока не излечится. Если, конечно, на машине не установлено специальное оборудование для инвалида. То же может касаться и ишемической болезни сердца, гипертонии… Вылечил – добро пожаловать за руль. Когда эта система заработает, риск внезапного инфаркта за рулем резко снизится. И отрыва тромба может не случиться, если у человека приличный уровень холестерина. Потому что он за ним следит.

Тогда лишние медкомиссии будут попросту не нужны. В ГИБДД и так будут знать, есть ли у водителя недуг, при котором вождение нежелательно, или нет. Подобные схемы действуют в некоторых европейских странах: Швейцарии, например. А в Америке – нет, там законы очень лояльны к автомобилистам.

Проблема тут одна: мужчин и раньше было не затащить в поликлинику на обследование. А теперь они и вовсе будут его панически бояться. Тут придется продумать механизм. Впрочем, любой человек рано или поздно осознает, что диспансеризация нужна. В эффективность медицинских комиссий – хоть раз в пять лет, хоть раз в десять – я не верю. Нынешняя медкомиссия не означает ровным счетом ничего. Дело заключается даже не в том, что клиентов там осматривают слишком быстро и не слишком внимательно. Просто мне известны случаи, когда, например, водитель получил медсправку, а на следующий день ремонтировал блок питания и в результате взрыва конденсатора лишился глаза. Бинокулярное зрение было утрачено, а без него водить машину нельзя. При этом права есть, действительные, еще и на десять лет…

В этом вопросе заинтересованной стороной выступают страховщики. Я думаю, их стоит привлечь к формированию этого законопроекта.
Либо они могут устанавливать свои собственные правила. Скажем, для водителя старше 75 лет стоимость полиса автогражданской
ответственности повышается, но если он принесет свежую справку о состоянии здоровья, она остается прежней. А уж если он пройдет медобследование в специальной клинике при страховой компании, полис дешевеет, причем раза в два. Надо, чтобы пенсионерам самим было выгодно проверять свое здоровье.

Можно, конечно, поставить в салон модуль слежения – как в современных трамваях. Он бы считывал тонус водителя – наклон головы, частоту морганий – и подал бы знак, если у водителя не все в порядке. Однако для частного автотранспорта это, конечно, очень дорогое удовольствие.