Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Петербургская программа форума объединенных культур: креатив, борьба с гаджетоманией и экономика эмоций

Ноу-хау X Международного форума объединенных культур стала региональная деловая программа правительства Санкт-Петербурга, которая привлекла внимание как профессионалов нашей страны, так и гостей из-за рубежа
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Какие вопросы обсуждались и какой опыт взяли на вооружение, узнал «Петербургский дневник».

Деловая программа правительства Санкт-Петербурга включила в себя тематические секции по девяти направлениям: «Креативные индустрии в сфере культуры», «Современные музейные технологии», «Образование в сфере культуры», «Инклюзия в сфере культуры», «Музыкальные театры», «Музеи», «Библиотеки», «Театры для детей и юношества», «Драматические театры». Площадками для проведения дискуссий стали Академия танца Бориса Эйфмана, библиотека имени Маяковского, Театр юных зрителей имени Брянцева, Театр на Садовой, театр «Санктъ-Петербургъ Опера», Шереметевский дворец – Музей музыки, Петропавловская крепость и другие знаковые культурные объекты города.

Главное – смысл

Первые дискуссии состоялись еще в нулевой день форума, 11 сентября. Старт деловой программе правительства Санкт-Петербурга, которая прошла в рамках X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур, был дан в Центральном выставочном зале (ЦВЗ) «Манеж».

Здесь собрались руководители российских музеев и ведущие эксперты отрасли, которые рассказали о том, как они используют последние технические достижения. И обсудили, что еще нужно сделать, чтобы музейные экспозиции были интересными для современных посетителей, но при этом не потеряли ценность и аутентичность культурного наследия.

По мнению модератора дискуссии директора ЦВЗ «Манеж» Анны Яловой, которое разделили все ее коллеги, какими бы современными ни были технологии, как бы стремительно ни развивались, они все же вторичны. А главной задачей любого музея по-прежнему остается смысл.

«Мы придерживаемся последних тенденций, следуем трендам для того, чтобы быть интересными зрителям. Но самое главное, что происходит в музеях, – это предметы, это фонды, это наша культура», – отметила Анна Ялова.

Система ценностей

Проблема сохранения традиций и внедрения новых цифровых технологий волнует и театральных деятелей. Особенно она актуальна для детской и молодежной аудитории, о чем говорили в ТЮЗе имени А.А. Брянцева.
По мнению директора екатеринбургского ТЮЗа Сергея Радченко, это самый проблемный вопрос, ведь речь идет о «формировании системы ценностей». Для привлечения молодежи театр использует открытые репетиции, читки и обсуждения.

О том, как за несколько лет минский ТЮЗ стал одним из самых популярных театров города, рассказала его директор актриса Вера Полякова-Макей. Она призналась, что бороться с «гаджетоманией» в молодежной среде непросто. Однако у театра это получается. Его посещаемость увеличилась в несколько раз, и только в этом году было показано семь премьер. Сейчас руководитель мечтает о том, чтобы в Белоруссии появилось нечто подобное «Пушкинской карте», которую, например, можно было бы назвать именем знаменитого белорусского писателя и поэта Якуба Колоса.

Воспитывает искусство

В Московском областном театре юных зрителей – Театре РОСТА – ставку делают на интерактив. Здесь поставили спектакль «Лучший город земли», который создается прямо на глазах у публики и при ее непосредственном участии.

«Мы вовлекаем зрителей в процесс написания песни, все вместе исполняем ее, а потом дарим городу, которому она посвящена», – поделился своим опытом главный режиссер театра Александр Нестеров.

По словам директора ТЮЗа имени А.А. Брянцева Светланы Лаврецовой, ей ближе тот режиссер, который делает спектакль не для собственного самовыражения, а для зрителя. И ее радует, что на круглом столе собрались ее единомышленники. Она рассказала, как в одном из интервью заявила, что «театр должен воспитывать зрителя средствами искусства». И хотя постулат не нашел понимания у журналиста, руководитель до сих пор придерживается этой точки зрения.

«Я и сегодня продолжаю театр, который был задуман Александром Брянцевым», – подчеркнула она.

В завершение встречи Светлана Лаврецова и директор Акмолинского областного русского драматического театра (Казахстан) Бейбит Бахтыгереев подписали меморандум о творческом сотрудничестве.

Креатив приветствуется

Опытом того, как креативные индустрии меняют пространства и двигают экономику городов, поделились руководители ведущих учреждений культуры, которые приняли участие в секции «Креативные индустрии в сфере культуры». Модераторами дискуссии стали генеральный директор «Петербург-концерта» Екатерина Артюшкина и гендиректор Капеллы Ольга Хомова.

Специально для тех, кто пока мало знаком с «креативной индустрией», министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак привел пример из собственной практики. Он рассказал, как однажды во Флоренции его коллега пояснил суть этого понятия: статуя Давида работы Микеланджело – это искусство. Копии статуи – ремесло. А его изображение на футболках, например в виде футболиста, – это уже креативная индустрия, так как конечный результат невозможен без этапа производства.

Андрей Ермак пригласил коллег в город-театр «Железнодорожный», где артистами стали все его жители, и в Зеленоградск – негласную столицу кошек, где прямо на улицах установлены автоматы для продажи корма.

«Мы переходим от экономики нужды к экономике эмоций», – резюмировал он.

Точка притяжения

Врио председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Нана Гвичия рассказала, что в прошлом году город принял около 9 миллионов туристов. Набирают популярность совместный проект «Два города – миллион впечатлений», гастрономические фестивали и другие проекты, которые, используя новые технологии, демонстрируют достижения Петербурга.

О фестивале «Опера – всем» – самом масштабном проекте под открытым небом – рассказала директор Музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина Юлия Стрижак. Она отметила, что новые локации, например в Гатчине или Кронштадте, собирают тысячи людей и задача руководителей – подумать о том, как развивать экономику вокруг культурных событий.

Коллегу поддержала руководитель Белгородской государственной филармонии Светлана Боруха. По ее словам, молодежный фестиваль Symphony open-air SOVA, задуманный несколько лет назад, вдохнул новую жизнь в стены замка, долгое время пустовавшего на окраинах Белгорода.

Екатерина Артюшкина поделилась планами по преобразованию Румянцевского сада. В нем появятся сцена-трансформер, партер и художественная подсветка, благодаря которой он будет хорошо виден с воды.

«Мы сохраним этот объект культурного наследия, но наполним его новой жизнью и сделаем из него точку притяжения», – заверила руководитель.