Яндекс.Метрика
  • Анастасия Белогурова

«В центре внимания – человек»: чем интересно китайское кино. Самые интересные фильмы показывают на фестивале в Петербурге

С 7 по 11 сентября
Фото: ChinaFilmFest.ru/кадр из фильма «Повесть без слов»

Фестиваль «Современное кино Китая» проходит с 7 по 11 сентября в киноцентре «Родина». Публике представят пять фильмов, отражающих все многообразие современного китайского кинематографа: фильмы о боевых искусствах, детективы и даже триллер.

«Я являюсь программным директором фестиваля «Современное кино Китая» с 2021 года. И его концепция с тех пор изменилась. Мы показываем зрительское, жанровое кино высокого художественного качества, все фильмы, представленные на фестивале – мои личные фавориты», – прокомментировал кинокритик и автор книг «Формулы страха» и «Гонконг: город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии» Дмитрий Комм.

«Интересен человек»

Дмитрий Комм уверен, что культурная специфика существует в любой кинематографии. И китайское кино не исключение. Но оно не торгует экзотикой и штампами про таинственную восточную мудрость.

«Китайское кино говорит на абсолютно современном кинематографическом языке, рассказывает об универсальных общечеловеческих проблемах и стремится быть глобальным. Китайская киноиндустрия – это гибкая, динамичная, работающая во всех жанрах, живущая в условиях рыночной экономики система, в высшей степени конкурентоспособная. И практически вытеснившая Голливуд из национального проката», – уверен кинокритик Дмитрий Комм.

Специфика китайского кино заключается в нескольких аспектах.

«Во-первых, китайским кинематографистам по-прежнему интересен человек, его проблемы, заботы и надежды, а не киборги, клоны, фрики, мутанты и прочая трансгуманистическая фауна, которую много лет пихает всем в глотку Голливуд. Во-вторых, китайское кино не инфантильно: оно снимает фильмы про взрослых людей и для взрослых людей. В-третьих, если говорить о стиле, китайское кино отличается исключительно тонким чувством света и цвета. Китайские режиссеры и операторы буквально чудеса с освещением творят, это настоящая живопись», – перечисляет Дмитрий Комм.

Однако для понимания живописи человеческих судеб какие-то специфические знания о китайской культуре не понадобятся, ведь темы, которые поднимаются в фильмах, универсальны и понятны каждому, да и создатели позаботились об иностранной аудитории.

«Китайское кино вполне универсально по языку и темам. Если речь не идет о какой-то фэнтези, основанной на древнекитайской мифологии (а таких фильмов в программе фестиваля нет), то никаких специальных познаний для просмотра китайских картин не требуется. К тому же китайцы своим фильмам дают сразу два названия: одно китайское, иероглифами, другое англоязычное, для международной аудитории. Оба являются оригинальными, поскольку даются самими создателями фильма в момент выхода его на экран. Дизайн титров уже делается так, чтобы включать их оба: англоязычное вписывается внутрь иероглифов. Я не знаю другой кинематографии, которая бы так делала», – подчеркнул Дмитрий Комм.

Фото: ChinaFilmFest.ru/кадр из фильма «Холодный детектив»

Каждый фильм – фаворит

Все фильмы, представленные на фестивале, идут в оригинальном звучании с русскими субтитрами.

«Субтитрировать фильмы – это нормальная фестивальная практика. Ни на одном кинофестивале мира фильмы не показывают в дубляже. Голос актера – это важная часть образа. Представьте, что вы смотрите «Место встречи изменить нельзя», где Владимира Высоцкого дублирует Леонид Куравлев. Понравится вам такое кино? Куравлев прекрасный актер, ничуть не хуже Высоцкого, но это будет уже другой образ», – уверен программный директор.

Каждый фильм, представленный на фестивале, в чем-то уникальный и неповторимый. Самый стильный фильм, по мнению Дмитрию Комма, – это «100 ярдов». Неовестерн, точнее истерн, с боевыми искусствами, населенный исключительно харизматичными мужчинами и прекрасными женщинами.

Самый поэтичный фильм фестиваля – «Исчезающая тень». Загадочное убийство, классический балет, художник, одержимый портретом девушки, который он сам нарисовал… Действие фильма разворачивается в двух временах параллельно.
«В общем, все составляющие романтического произведения», – улыбается Дмитрий Комм.

Самый безумный фильм фестиваля – «Холодный детектив». Гонконгская фантасмагория, снятая во всех жанрах сразу. Несмотря на экстравагантность, фильм вошел в топ-десятку китайского кинопроката в 2022 году, собрав более 100 миллионов долларов.

Самый трогательный фильм фестиваля – «Слепой меч – 2». История про дружбу слепого меченосца и маленькой девочки, которую он спас от бандитов. В фильме немало боевых сцен, но при этом в нем очень лиричная атмосфера и фантастическая работа юной актрисы Ян Энью.

«Только китайцы умеют так сочетать лирику и экшен», – считает Дмитрий Комм.

Самый умный фильм фестиваля – «Повесть без слов».Сюрреалистический детектив, герой которого, расследуя странные убийства белых собак, обнаруживает мрачные тайны прошлого и своей собственной семьи.