Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

В Петербурге встретились ветераны БАМа

Они отметили 50-летие начала «стройки века»
Фото: Иван Свириденко

7 сентября в Музее Карла Буллы на Невском проспекте встретились ветераны стройотряда «Комсомолец Ленинград», который одним из первых отправился на строительство Байкало-Амурской магистрали.

Ветеранов великой советской «стройки века» собрал в этом живописном месте Андрей Чепакин, петербургский фотожурналист. Он рассказал «Петербургскому дневнику», что всего в их комсомольском отряде было около 200 человек, а на нынешнюю встречу пришел только каждый десятый.

«Кто-то из членов нашего отряда живет в другом городе, кто-то болеет, а некоторых ребят уже нет с нами», – рассказал Чепакин.

По его словам, встреча готовилась долго, но собраться вместе бывшим строителям БАМа удалось только сейчас. Специально к этому дню были изготовлены памятные медали, приуроченные к 50-летию начала великой стройки, которые торжественно вручили всем пришедшим.

Напомним, в июле 1974-го вышло постановление Правительства СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской магистрали».

«БАМ – это моя молодость. Я уехал туда из родного Ленинграда сразу после армии. В суроых условиях мы рубили просеки, строили дома и тоннели. БАМ со мной на всю жизнь – в делах, друзьях, воспоминаниях... И чем дальше, тем дороже и светлее эти воспоминания», – говорит Андрей Чепакин.

Для него БАМ начался осенью 1978 года. «Я вернулся из армии, и мне на глаза попалась заметка в газете про БАМ. Чтобы попасть туда, я поехал в Ленинградский обком комсомола, именно там формировались молодежные отряды. Ленинград в тот момент шефствовал над Бурятским участком БАМа. Сначала у нашего отряда «Комсомолец Ленинграда» была стажировка, которая длилась семь месяцев. Она проходила на Ижорских заводах. Закончив ее, мы всем отрядом отправились на поезде сначала до Москвы, а потом на самолете до Улан-Удэ», – сообщил фотограф.

На БАМ он поехал, имея на руках профессию моториста бензопилы, чтобы валить деревья, а также плотника-бетонщика 4-го разряда, чтобы что-то при случае построить. Впрочем, тогда у многих членов отряда на руках были по две-три рабочие профессии, сообщили бывшие БАМовцы.

«Местом нашей дислокации был поселок Нижнеангарск на севере Байкала. Когда нас выгрузили посреди поселка, многие из нас были поражены – вокруг была неимоверная красота. Это было одно из тех «мест силы», которые переворачивают все внутри тебя», – отметил Чепакин.

Коллектив отряда был уже спаянный, основой строительно-монтажного поезда были ленинградцы, плюс пару десятков сторонних специалистов.

«Фронт работ нам был вполне понятен – мы пробивали просеки под будущую трассу, валили лес. Одновременно другие бригады строили поселок из финских щитовых домов, в котором мы впоследствии жили», – говорит Чепакин.

По его словам, на БАМе он трудился в двух организациях – «Нижнеангарсктрансстрое» и «БАМтоннельстрое», и в обоих коллективах была отличная рабочая обстановка.

По словам ветеранов «стройки века», работа на БАМе стала для них реальной школой жизни.

«Там была полная ответственность за свои поступки и действия, и поначалу нам всем было непросто. На БАМе в нашей жизни была масса потрясающих сюжетов – музыкальные фестивали, приключения в тайге, удивительные рыбалки, чтение редких книг. Все это – БАМ, – сказал бывший начальник ленинградского стройотряда Андрей Кабанов. – Платили на БАМе нам по советским меркам очень хорошо, только по 250 рублей в месяц многие из нас откладывали на машины или на кооперативные квартиры. При этом нам хватало и на все остальное, чтобы жить на БАМе достойно. Снабжение там было очень хорошее – в местных магазинах был довольно широкий выбор продуктов. Там всегда можно было найти продукты из соцстран, которые в СССР были дефицитом».

При этом на БАМе не выпивали – у всех было слишком много тяжелой и ответственной работы, поэтому обходилось без посиделок, вспоминают ветераны стройки.