В Петербурге прошел показ спектакля «Маскарад» к 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова
– Сусанна Юрьевна, пьеса «Маскарад» долго не принималась цензурой, была подвергнута нескольким редакциям и опубликована только после смерти автора. Насколько современно текст звучит сейчас?
– Лермонтов написал классический триллер – современники автора называли произведение «дьяволиадой». Герои и сама коллизия абсолютно созвучны нашему времени. Конечно, это очень трудный текст, который иногда приходится разгадывать, как ребус. Но для нас важно, чтобы после нашего спектакля зрителям захотелось прочитать пьесу Лермонтова, обратиться к первоисточнику.
Мы смонтировали последнюю редакцию пьесы, добавили свою художественную линию и персонажей. Придумали Богиню игры – Пиковую даму, от которой все ждут заветные три карты, Безумную маску, или Смерть, которая бродит по городу, обещая грешникам избавление от страстей и блаженный покой.
Мы усилили звучание темы Питера: в спектакле используются тексты Анны Ахматовой, Андрея Белого, Валерия Брюсова, Игоря Северянина, Михаила Лермонтова, Джорджа Байрона и Нестора Кукольника. Меня интересовали легенды и мифы Петербурга, хотелось передать ощущение ночного таинственного города, в котором реальные персонажи соседствуют с инфернальными. В нашем спектакле Петербург предстает как некий ледяной астероид, холодный и неэмпатийный город поэтов-самоубийц, депрессии, фантастических видений – иногда прекрасных, иногда кошмарных.
– Как вы раскрываете для себя понятие «маскарад»?
– Это вечное движение шестеренок судьбы, которое не остановить. Человек становится частью этого механизма, маскарада, рока, фатальных обстоятельств жизни, вечной игры. Именно поэтому в костюмах, придуманных для нашей вневременной драмы,
историко-бытовой стиль сочетается с элементами стимпанка.
– В чем заключается главный драматический конфликт произведения?
– Меня всегда интересовал психологический выбор человека в экстремальных обстоятельствах. «Маскарад» – это история не ревности Отелло, а борьбы добра со злом. Какая сторона души победит, можно ли полностью отречься от грехов и начать жизнь заново? Эти вопросы мучают героев. Арбенин – игрок, который продал душу дьяволу за удачу. Поначалу герой пытается поступать благородно,
все его поступки – это искупление грехов прошлого. Он борется со своим темным началом, но когда понимает, что случилось крушение искусственного идеала и ему больше не за что цепляться, он возвращается к себе.
На другом полюсе князь Звездич – юный, порывистый, только вышедший из кадетского корпуса, считающий Арбенина своим кумиром. Он хочет всего и сразу: мчится в игорный дом, проигрывается, пытается застрелиться, пылает страстью, потом желанием отмщения – такой Мцыри. Полностью скомпрометированный Арбениным, раздавленный, он бежит на Кавказ, потому что хочет кровью смыть все полученные оскорбления, восстановить свое честное имя. Он жаждет совершить поступок. Пьеса рассказывает о полном разрушении Арбенина и дает намек на возможное становление Звездича как личности.
– Как же бороться с внутренней тьмой?
– Нужно искать свет, причем в самом себе, а не создавать искусственные идеалы и заниматься подменой имиджа. Сначала нужно разобраться с самим собой, а уже потом – с окружающим миром. Искушения всегда сильнее, но если человек нашел хоть искорку света в себе, он сможет им противостоять. Никто не отменял очищение через страдания, это серьезный путь, который может выдержать не каждый. Звездич находит в себе силы встать на него.