Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Гид по муниципальным выборам в Петербурге

6–8 сентября в Петербурге пройдут не только выборы губернатора и довыборы в Законодательное собрание. Жители города также смогут принять участие в муниципальных выборах. Подробно рассказываем, чем занимаются муниципалитеты
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

1. СКОЛЬКО КАНДИДАТОВ БУДЕТ В БЮЛЛЕТЕНЯХ И ГДЕ ГОЛОСОВАТЬ

Список кандидатов в каждом округе будет свой. Самый длинный бюллетень готовят для округа Сосновая Поляна – 91 сантиметр. Именно столько места потребовалось для того, чтобы разместить в бюллетене данные всех кандидатов. Их в Сосновой Поляне порядка 40.

В отличие от губернаторского бюллетеня, где нужно будет выбрать одного из четырех кандидатов, в муниципальном можно отмечать сразу нескольких человек, при этом бюллетени не будут считаться испорченными. Какое максимальное число галочек можно поставить, смотрите в шапке самого бюллетеня. Выбрать своих кандидатов в муниципальные депутаты можно будет только на своем участке по месту регистрации.

Как объяснял председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Максим Мейксин, сменить участок на муниципальных выборах нельзя по закону. К слову, нельзя открепиться уже и на выборах губернатора города. Такая опция действовала до 2 сентября.

2. КАКИЕ У ДЕПУТАТОВ ПОЛНОМОЧИЯ И ПЛАТЯТ ЛИ ИМ ЗАРПЛАТУ

Полномочий у отдельно взятого муниципального депутата не так много. У него есть право голоса на заседаниях местного совета, также он может писать запросы в муниципалитет и обращения в другие органы власти, вносить проекты муниципальных актов, поправки в проект бюджета округа. По данным Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга, средний размер бюджета округа в Северной столице в прошлом году составлял 143 миллиона рублей на год.

Также муниципальный депутат обязан приходить на заседания, которые проводятся не реже одного раза в квартал, сдавать декларации и вести прием избирателей, иначе его могут лишить мандата.

Зарплаты же, как правило, у рядового муниципального депутата нет. Компенсируют ему работу в муниципалитете максимум выплатой 12 расчетных единиц в год. Одна расчетная единица – 1730 рублей. За год выходит около 20 тысяч рублей.

3. ЧТО ТАКОЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ И КАК ОН РАБОТАЕТ

Муниципальный совет – это все избранные депутаты вместе. Собраться на первое заседание они должны не позже чем через месяц после объявления итогов выборов.

Уже на заседании из депутатов выбираются глава муниципалитета (то есть муниципального округа) и его заместители. Также на заседаниях местного совета депутаты могут менять Устав муниципалитета, утверждать бюджет на следующий год и стратегию социально-экономического развития муниципального образования, заслушивать отчет главы муниципального округа, оценивать его работу и даже отправлять его в отставку.

Вместе с тем в каждом муниципалитете есть местная администрация. Ею может руководить либо сам глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту. По большому счету это просто наемный менеджер.

4. КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Избранный депутатами глава муниципального округа созывает и проводит собрания депутатов, визирует финансовые документы, а также обеспечивает взаимодействие муниципального совета и местной администрации, которые входят в состав муниципального округа.

Вместе с тем у главы муниципального округа есть и собственные полномочия. Например, он может предлагать региональной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Зарплата у главы округа, в отличие от рядовых муниципальных депутатов, есть. Его оклад составляет от 24 до 26 расчетных единиц (в настоящий момент это от 41,5 тысячи до 44,9 тысячи рублей). Кроме того, глава муниципального округа может рассчитывать на надбавки за выслугу лет и премии.

5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ

По данным Совета муниципальных образований Петербурга, в среднем 45 процентов в структуре муниципальных бюджетов в прошлом году занимали расходы на благоустройство (строительство и обслуживание детских и спортивных площадок, озеленение). 24 процента уходило на содержание органов местного управления, 20 процентов – на дорожное хозяйство, культуру (в сферу культуры входят праздники и билеты на экскурсии для жителей) и СМИ. 11 процентов оставалось на соцполитику.

Также муниципалитеты занимаются опекой. Так, в прошлом году новые семьи с помощью органов опеки нашли 830 детей. Кроме того, муниципалитеты выдают разрешения на вступление в брак несовершеннолетним (в возрасте от 16 лет), вносят предложения по маршрутам транспорта и занимаются военно-патриотическим воспитанием.

6. КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ У МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ПЕТЕРБУРГЕ

Обычно в России муниципалитеты – это отдельные города, поселки, деревни и районы. Соответственно, в центре внимания муниципальной власти находится дорожное хозяйство, общественный транспорт и даже детские сады вместе со школами. Муниципалы строят, ремонтируют, организуют и обслуживают все это за свой счет.

Однако Петербург – это город федерального значения, и тут действуют другие правила. Детские сады, школы, дороги и транспорт подчинены региональным властям. Поэтому муниципалитетам остается только то, что находится внутри кварталов, – это дворы, детские площадки в них, проезды и скверы, которые не принадлежат жителям домов. Впрочем, спектр работы весьма широкий: от ямочного ремонта до создания полноценного общественного пространства.

7. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Местное самоуправление в Петербурге ведет свою историю с имперских времен. Но тогда «муниципалитет» был размером с весь город, а управляла им Городская дума. Она состояла из гласных, которых выбирали на выборах, и городского главы – его назначал император из кандидатур, предложенных Думой.

В Ленинграде Думы не было. Был Ленсовет, а также 19 районных Советов, три городских (в Зеленогорске, Павловске и Ломоносове) и пять поселковых. Такое устройство сохранялось до тех пор, пока не была принята Конституция России.

Современные муниципалитеты появились в Петербурге почти тридцать лет назад, в 1997 году, когда был принят региональный закон о самоуправлении. Первые муниципальные выборы в них состоялись 28 сентября 1997 года.

МНЕНИЯ

Юрий Светов, политолог: «Прошлые муниципальные выборы были слишком политизированы. Сейчас избирателям важно трезво оценивать: кандидат намерен приносить пользу округу и жителям или он хочет реализовать свои политические амбиции».

Олег Матвейчев, депутат Государственной думы РФ: «Муниципальные выборы в Петербурге проходят на удивление спокойно и организованно. С одной стороны, это объяснимо: сейчас не до скандалов и самопиара. А с другой – это, безусловно, и заслуга Горизбиркома».

Наум Телешевский, политтехнолог: «Ежедневное жизнеобеспечение периметра подъезда, лестничной клетки, двора – все это ложится на плечи муниципального депутата, который представляет и лоббирует интересы своих избирателей».