Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Ашот Джазоян рассказал о съемках фильма «Петербург! Жизнь в городе...»

Проект включил в себя 30 новелл о горожанах
Фото: ЛУН ЦЗИН

Документальный фильм «Петербург! Жизнь в городе...» (12+) включил в себя более 30 короткометражных киноновелл о петербуржцах. Подробности создания ленты раскрыл ее режиссер секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян.

– Ашот Егишеевич, не секрет, что в своих документальных проектах вы исследуете современную историю и жизнь мировых столиц. И вот пришла очередь Петербурга...

– Про Петербург уже было написано столько книг, он изображен на разных пейзажах – и не счесть их числа. Казалось бы, что нового мы можем в нем открыть? Однако я вспоминаю балабановского «Брата», Иосифа Бродского и Соню Мармеладову, незабываемую «Прогулку» Алексея Учителя и возвращаюсь к мысли, что все эти герои составляют противоречивое и вместе с тем очень сильное полотно питерской культуры.

С одной стороны, мне было боязно начинать этот проект, с другой, хотелось вплести туда свою нить, добавить свою краску и акцент. Подошел к вопросу со всей деликатностью! А все потому, что влюблен в Петербург.

Фото: Лилия Файзуллова

– А как возникла эта любовь?

– Уже много лет вместе с Михаилом Борисовичем Пиотровским мы проводим в Петербурге форум «Диалог культур». Мы собираем в стенах Эрмитажа молодых представителей креативных индустрий, позволяя им продемонстрировать свои оригинальные медиапроекты широкой аудитории, обменяться мнениями и опытом, а главное – создать собственные истории о России и ее культурном наследии.

Наши молодые гости – журналисты, фотографы, операторы, блогеры. Мне всегда хотелось увидеть их взгляд на город – а каким они, иностранцы, представляют себе Петербург? Думаю, у нас с командой это получилось. Пришло время, чтобы молодые таланты из Италии, Испании, Франции, Польши, Армении, Донецка своими глазами увидели Петербург и его людей, на которых держится жизнь в городе.

Задача была непростой, многослойной. Две недели в Петербурге работали три съемочные группы. Они запечатлели в своих работах портреты совершенно разных людей: гения места Михаила Пиотровского, водителя троллейбуса, дизайнера модного дома, фотографа Юрия Молодковца, замечательных питерских музыкантов...

– О чем ваш фильм?

– Наверное, это признание нашей любви к городу. А самое важное – признание в любви к городу от его жителей. В чем проявляется любовь? Удивительный водитель троллейбуса Константин Дарснек, который всегда ходит на работу в белой рубашке и ведет машину так, будто это воздушный лайнер, говорит: «Хотел быть пилотом самолета, а стал пилотом троллейбуса». И ведет его так аккуратно, будто рядом с ним его самые близкие люди. Вот так!

Этот город может быть только любимым. При этом Петербург не ревнив, и, мне кажется, не случайно Михаил Пиотровский заметил, что вполне можно быть патриотом Москвы или Еревана, но при этом от всего сердца любить Петербург.

В Петербурге мы старались наблюдать, медленно ходить, иногда тонуть во дворах-колодцах... Всегда видеть чистое голубое небо с позолотой. Съемочная группа постаралась так снять город, чтобы он перестал быть музеем под открытым небом, а стал близок каждому из нас.
Петербург – это не только окно в Европу, но и, как сказали мне зарубежные коллеги, открытый миру город и очень важная часть мировой культуры.

Фото: Лилия Файзуллова

– Какой герой удивил вас больше всего?

– Я бы сказал, что это Михаил Пиотровский, по сути центральная фигура нашего фильма, который в лаконичных мыслях передает суть того Петербурга, к которому стремятся все – кто тут никогда не был или, напротив, жил всю жизнь.

Мне очень импонирует Елена Лукьянова – нежная, обаятельная женщина, которая умудрилась за четыре года построить Западный скоростной диаметр, одну из лучших дорог страны, крупнейший инфраструктурный проект Европы. И при этом она такая скромная! Елена Лукьянова говорит: «Мне посчастливилось участвовать в этом проекте».

Я в восторге от группы «Че Морале» с ее такими житейскими, очень приятными песнями. А также от Ивана Васильевича из «Силовых машин», который никогда не менял профессию!

Все наши герои – калейдоскоп такого разного и любимого нами Питера.

Я очень рад, что «Петербургский дневник» поддержал проект. Один из героев нашего фильма архитектор Никита Явейн, описывая, как начинался проект реконструкции Главного штаба, сказал: «Тогда больше поверили мне, а не в сам проект». Так вот я благодарен главному редактору издания Кириллу Смирнову за то, что он поверил в нас и в наш проект. Не буду лукавить: не все, что мы задумывали изначально, удалось осуществить. Но я рад, что ребята со всего мира приехали в этот прекрасный город и полюбили его так, как люблю его я.

«Петербург – это, конечно, одна из сторон станового хребта всей русской архитектуры. Лично для меня наш город – это то место, которое всегда приносит мне огромное удовольствие. В то же время, вы знаете, довольно много людей не очень понимают, что архитектура – это постоянная борьба. Архитектору нужно все время что-то доказывать, чтобы отстоять свои позиции и свое видение», Никита Явейн, архитектор, один из героев фильма.
«Многие называют мою «Прогулку» не только фильмом, а состоянием. Это состояние, которое мы получаем от Петербурга и получали от Ленинграда. Состояние чего-то очень мощного, красивого. Город и сейчас не перестает давать мне какой-то новый импульс. Импульс не только творческий, а, знаете, человеческий. Мне кажется, поэтому мою картину многие воспринимают очень лично и переносят на себя», Алексей Учитель, режиссер, один из героев фильма.
«С одной стороны, наш Эрмитаж – это замечательный организм, научные учреждения, символ русского искусства. В то же время это и политика, и история Российской империи, это и блокада Ленинграда, и советская власть, и штурм Зимнего… Это такой клубок эмоций, который музей воплощает в себе», Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, почетный гражданин Санкт-Петербурга, главный герой фильма.
«Мое любимое место в Петербурге – Петроградский район. Мне кажется, что он самый мистический в нашем городе. Если идти по Петроградской стороне, то всюду можно увидеть мистику, тайну. Город живет своей жизнью, безусловно. Кто-то пытался его переделать, улучшить, но мне кажется, что это невозможно», Таня Котегова, модельер, одна из героинь фильма.
«Я благодарна судьбе за то, что стала участником проекта по строительству Западного скоростного диаметра. Это самый крупный инфраструктурный проект в Европе, над которым трудилась огромная команда. И я, конечно, счастлива рассказать о нашем вкладе», Елена Лукьянова, директор компании «Магистраль Северной столицы», одна из героинь фильма.